Глазьев давно стремился сделать «Родину» политической партией. По закону, для регистрации в Минюсте блоку сначала требовалось учредить общественное движение, которое потом может быть преобразовано в партию. Оно (общероссийское общественное объединение «Родина») и родилось сегодня в одноименном московском кинотеатре.
Место проведения и повестку съезда глазьевские люди держали в секрете до последнего. Поэтому многие журналисты о его проведении узнали накануне ночью. Обстановка на съезде начала накаляться сразу же после его начала. Большинство членов высшего политического совета «Родины» не приехали на съезд, а программные и организационные документы не согласовали с членами блока, близкими к Дмитрию Рогозину (о конфликте глазьевской и рогозинской частей «Родины» «Газета.Ru» подробно писала). Сам Рогозин на учредительном съезде также не присутствовал: улетел на сессию ПАСЕ в Страсбург.
На выступившего с программной речью Глазьева, пролистав документы, напустился Андрей Савельев: «Если сегодняшнее мероприятие направлено на раскол, то, наверное, я покину это мероприятие… Меня удивило, что в документах, которые представлены сегодня как проекты, отсутствует фамилия Рогозина и отсутствует фамилии его соратников». Глазьев заверил соратника, что никаких проблем нет: «Мы же с вами говорили, что кандидатура Дмитрия Олеговича Рогозина и ваша кандидатура будут включена в руководящие органы движения. Мы открыты для всех, кто хочет с нами работать. Дмитрий Олегович Рогозин — я хочу, чтобы СМИ это понимали, — сегодня просто находится в Страсбурге… Никаких сомнений, что мы вместе, что у нас одно движение, одна фракция, одно дело».
После уверений Глазьева, что его ООО открыто для всех, немедленно был принят устав нового движения с единоличным председательством Сергея Глазьева, а сам Савельев и немногочисленные рогозинцы со съезда все-таки уехали.
«Я сделал это в знак протеста, поскольку убежден, что слова Глазьева об отсутствии раскола не подтверждаются его делами, — убегая, гневно сообщил Савельев журналистам. — Обратите внимание, что в уставе новой организации зафиксировано положение о единоличном председательстве, в то время как в документах блока «Родина» прописан институт сопредседательства».
Деятельность нового движения до регистрации «Родины» в качестве партии будет регулировать исполком. Ее единоличным председателем стал Сергей Глазьев, членами — близкие к нему во фракции депутаты Сергей Прощин, Наталья Корнеева, Олег Шеин. Всего в исполкоме 19 человек. Дмитрий Рогозин в числе 20 участников вошел только в общественно-политический совет (ОПС). Впрочем, члены ООО говорят, что ОПС будет носить формальный характер.
Участниками избирательного блока «Родина» были три партии: Партия российских регионов, Социалистическая единая партия России «Духовное наследие» (СЕПР) и Российская партия труда, а также около 30 общественных организаций. Некоторые из них уже заявили о вхождении в ООО.
Помощники Дмитрия Рогозина о проведении съезда узнали от корреспондента «Газеты.Ru». «Неудивительно, что туда не пришли рогозинские люди. В последнее время брэнд настолько активно обсуждается в прессе со всевозможными скандалами, что он быстрее развалится, чем превратится в партию», — скептически прогнозируют в аппарате Рогозина. По мнению собеседника, виной тому деятельность Глазьева, который «к строительству партии отнесся так же, как и к выборам».
Сам Рогозин, находящийся в Страсбурге, взял время на раздумье и в середине дня выступил с самым жестким заявлением в адрес Глазьева за все время их общей работы в «Родине». По словам Рогозина, «Глазьев инициировал раскол».
«Я думаю, что делегаты съезда Партии российских регионов, который соберется 14 февраля, разберутся в причинах инициированного Глазьевым раскола», — заявил «Интерфаксу» Рогозин. Он добавил, что на последнем заседании высшего совета блока «Родина» 26 января не было ни слова сказано о подготовке сегодняшнего съезда и сроках его проведения: «Можно сказать, эта подготовка шла партизанскими методами. Глазьев воспользовался моим отсутствием, а также отсутствием других сопредседателей блока для того, чтобы поставить нас перед свершившимся фактом». Далее Рогозин обвинил Глазьева в «проявлении вождистских амбиций» и пообещал, что никаких правовых последствий съезд для блока иметь не будет.
Глазьев же результатами съезда явно удовлетворен. Он продолжает уверять всех, что раскола нет: «Никаких проблем нет, мы же договорились, что Рогозин и другие члены руководства блока будут включены в руководящие органы новой организации, мы открыты для всех, кто хочет с нами работать». Однако, судя по заявлениям единоличного председателя ООО, он расценивает съезд скорее как начало своей избирательной кампании. Встретившись там с прессой, он охотно рассказывал о своей программе. «Я считаю, что выборы — это не конкуренция личностей, а возможность обнародования различных путей развития страны. Все, кого устраивает нынешняя политика, будут голосовать за действующего президента, а те, кто считает, что ее нужно изменить, — за меня», — агитировал Глазьев.