Помощник президента опаздывал на свою выставку в Третьяковке – совещание в Кремле, куда тут денешься. Нервничал, может быть, на часы поглядывал, начальство поторапливал. Выставку тем временем открыли без него, поскольку два других экспонента присутствовали, а публика уже втягивала ноздрями коньячный аромат и косилась на банкетные столы…
Лев Мелихов, Сергей Ястржембский и Валерий Сировский – три фотографа, удостоенные выставки в национальной галерее. Собственно, сначала это была выставка Мелихова – резонная, заслуженная персоналка известного фотографа-профессионала. Но он вдруг решил поделить зал с двумя знакомыми фотографами-любителями. Так, по крайней мере, рассказывали организаторы на открытии. Труднообъяснимое решение. Возможно, спонсорская поддержка и перспектива дальнейшего турне выставки по европам сыграли свою роль. А может, так, от широты души, поделился третьяковским залом с учеником Сергеем Ястржембским и товарищем Валерием Сировским.
Удивительная история.
Раньше всегда казалось, что Третьяковка имеет некрофильские наклонности – любит хороших, но мертвых художников.
Она только начала исправляться и показывать хороших и живых. Одного, другого… И тут бац – сразу трое, не художники, а фотографы, и двое из них – дилетанты, к тому же фотографии у них так себе. В общем – смелый шаг. И многообещающий. Какие перспективы замаячили, чуете? Стоит только держаться выбранного курса и спонсоров.
Всеобщий фотографический бум долгое время не сказывался на политике галереи. Лишь в последнее время светопись проникает в залы музея, да и то – постепенно и с оговорками. Сделали, например, выставку Виктора Великжанина недавно, но, будто бы в оправдание, выбрали серию, в которой на снимках – известные художники, настоящие, те, что с красками возятся – вроде как ближе это третьяковцам, знакомее. А тут вдруг – такая широта взглядов.
…Коньячный спонсор не жалел продукта. Третьяковские дамы выглядели растерянными, а когда в залах установили дополнительные рекламные щиты, совсем погрустнели. Александр Ильич Морозов, замдиректора по науке, должен был сказать речь, но предусмотрительно заболел…
Каждый из участников выставки теперь может вписать в биографию: «22 января 2004 года – выставка в Третьяковской галерее». Такой экспозиции не требуется больше одного-двух дней. А то еще зрители набегут, да рассмотрят хорошенько.
И увидят, что помощник президента, берущий уроки фотографии у Льва Мелихова, пока что «студент», по выражению самого маэстро. Снимает пейзажные мотивы со сложным объемом и пространством, непередаваемым на плоскости, попросту говоря, снимает как новичок – то, что понравилось вживую, не видя, как это будет в кадре. Использует, как и учитель, «рыбий глаз», но так, как Мелихов, применить его не умеет.
Валерий Сировский – дилетант с несколько большим послужным списком. Он уже участвовал в проекте архитектурной фотографии «24» куратора Авакумова, выставлял путевые зарисовки на летнем «Форуме художественных инициатив» и вписывался в другие выставочные затеи. В Третьяковке он показал фото, снятые в Тоскане прошедшей осенью. Говорит, было так красиво, что не мог не снять. Подход вроде бы такой же, как у спичрайтера, – туристический, однако получается лучше. Фактура, конечно, невероятная, но и снято умело.
Сировский тоже не чужд высших сфер – работал переводчиком с итальянского у Хрущева и Брежнева.
А еще снимался в кино, дружил с Тонино Гуэрра и т. п. – человек богатой судьбы. Одним словом, в компании с президентским помощником выглядит достойно.
Друг и учитель, фотограф «Огонька», «Эксперта» и прочих изданий, Лев Мелихов имеет менее разветвленную биографию – снимает всю жизнь. Здесь тоже был показан пейзажами: людей фотографирует редко, хотя умеет и это. Сибирские снимки делал с вертолета, чуть не выпал. Сначала кажется, что эффектность в его карточках – от природы, но потом осознаешь, что тот же вид без Мелихова мог быть зауряднейшим, а мастер изображение сам лепит.
Не торопитесь в Лаврушинский переулок – выставка, наверное, уже укатила в Лондон или Флоренцию какую. Тем лучше. В Третьяковке освободился зал – в ожидании новых амбициозных фотолюбителей и спиртосодержащих спонсоров.
А может и нет – пройдет по графику, а уедет только потом. Когда такие противоречивые силы задействованы, ни в чем уверенным быть нельзя.
Выставка «Триалог», Лаврушинский пер., 12, до 5 февраля.