Сценарная заявка на сериал «Бригада»
Краткое содержание первых серий.
Устав работать на чужих людей, Саша Черный (актер Пореченков), парень из маленького русского городка со множеством церквей, решает податься в Москву, чтобы начать свое дело. С детства...
Когда-то в песнях ратовали за союз науки и труда. Времена изменились, и сегодня нам продемонстрировали новый союз – искусства и бизнеса. Известная кинокомпания «Новый русский сериал» и общественное объединение малого и среднего предпринимательства «Опора России» объявили о совместном проекте «Лица малого бизнеса».
Начиная с 22 января и по 25 мая любой желающий может написать и отправить на конкурс сценарную заявку на сериал о «жизни, проблемах и надеждах современного отечественного малого предпринимательства» (так в Положении, очевидно, слово «деятелей» пропустили), что-нибудь вроде «Трое из ларька» или «Королева бензозаправки».
Авторитетное жюри подведет итоги, победитель получит договор на право экранизации, за второе место дадут зарубежную поездку, «бронзу» поощрят компьютером.
На состоявшейся пресс-конференции много и эмоционально говорили о пользе малого бизнеса для развития страны, о необходимости коррекции сложившегося в массовом сознании негативного образа «делового человека» и т. п., но тем лишь умножали разрастающееся недоумение.
Дело в том, что инициатива бизнесменов и предпринимателей не нова – не далее как в конце октября прошлого года стартовал конкурс «Российский сюжет», организованный телекомпанией НТВ и издательством «Пальмира». Там тоже участвуют все желающие, и тоже пишут сериалы, только не про хороших бизнесменов, а «анти-чернушные». И вот это невесть откуда взявшееся пристрастие к конкурсам сценариев удивляет больше всего. Хотите формировать положительный имидж предпринимателей? Ради бога, существует опыт «Открытой России», уже проводившей конкурсы рассказов («Чудесные истории о деньгах») и романов («Жизнь состоявшихся людей»), которые как раз и должны были стимулировать «продвижение средствами литературы идей и ценностей гражданского общества, рыночной экономики и частной инициативы».
Но в том-то и дело, что для написания хорошего рассказа и даже романа требуются талант и писательское мастерство — но в принципе может хватить и одного таланта.
Всенародный клич хоть и грозит графоманским потопом, но все-таки имеет шансы на успех.
Написание же хорошего телесценария непрофессионалом в принципе невозможно. Не случайно сценарии для экранизации популярных книг никогда не пишут сами писатели: сценарист – это другая профессия, требующая специальных знаний и навыков. А уж «народному самородку» откуда знать про раскадровку, диалоги и ремарки? Отвечая на этот вопрос корреспондента «Парка культуры», куратор отборочной комиссии конкурса киновед Игорь Гавриков изрядно смутился и ничего кроме «может быть, помощь наших редакторов…» выдать не смог.
Российские сериалы – это серьезный бизнес. В новом телесезоне они будут занимать до 30% эфирного времени, в прошлом году сняли 800 часов отечественных сериалов, в этом обещают 1200. По производству этой продукции Россия сегодня находится в первой пятерке в Европе наряду с Германией, Англией, Италией. Стоимость рекламы на телесериалах зашкаливают за норму, и это без учета формально запрещенного законодательством «продакт плейсмента» – скрытой рекламы, вставленной в сюжет, которая сейчас тоже переживает бум. Российский рынок сериалов вызвал интерес и у голливудских монстров — Columbia Pictures сейчас вложилась в производство «Бедной Насти».
При этом можно нарваться на золотую жилу, а можно вложить деньги в пустую породу.
Вложились в бюджетную «Бригаду» и выиграли, тут же сняли еще более затратный сериал «Родина ждет» — и получили рейтинг, который стыдно озвучить. Причем шансы на успех есть и у богатых, и у бедных. Малобюджетный сериал «Две судьбы» смотрели не хуже, чем дорогую «Бригаду», а пасторальная сказка со скромным бюджетом «Участок» стала самым успешным российским сериалом, получив, по данным TNS Gallup Media рейтинг, сопоставимый с новогодними программами.
Выводы напрашиваются сами собой. У запустившего «Российский сюжет» НТВ в прошлом году закончились права на так называемый «Пакет Досталя» — сборник сериалов, включающих такие хиты, как «Менты», «Агент национальной безопасности», «Черный ворон» и другие. Канал остался у разбитого корыта – как выяснилось, эти сериалы, выкупленные акционером СТС Альфа-Банком, и составляли основу высоких рейтингов канала. Теперь НТВ, восполняя дефицит, обратился к народу – то ли поднабрать идей, то ли народные нужды для себя уяснить.
Сходная ситуация и с «Новым русским сериалом». Эта компания прославилась производством «бандитско-милицейского» мыла — «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Охота на Золушку», «Черный ворон» и прочее. Но этот жанр сейчас переживает кризис – стрельбой и мордобоем россиян явно перекормили. Вот и решили воззвать к народу – вдруг что да присоветуют.
Затраты на конкурс копеечные, а народные массы сами отпишут, какие сериалы они хотят смотреть…
Собственно, генеральный директор компании «Новый русский сериал» Андрей Каморин в одном из своих интервью все объяснил задолго до объявления конкурса: «Учитывая срок производства даже не очень большого сериала, надо понимать, что зрители увидят его только полтора-два года спустя. А угадать общественный вкус на такую перспективу крайне трудно». Так что пишите, Шура, пишите…