Есть как минимум два джаз-бэнда под названием «Султаны свинга». Один базируется в Нью-Йорке, играет там каждый вторник в заведении под названием «Свинг-46», «клуб джаза и ужина», гастролирует по всему миру, его лидер Дэвид Бергер – довольно известный музыкант, импровизатор и интерпретатор классики американского джаза.
Вторые «Султаны свинга» – танцевальный биг-бэнд, который за сдельную плату выступает на свадьбах и танцевальных вечеринках, в исключительных случаях может выступить и на похоронах. И те и другие султаны – исключительные профессионалы высшей категории, впрочем, вспоминая опыт некоторых крупных джазовых концертов последних лет, логично было бы предположить, что к нам привозят второй коллектив.
Это, к сожалению или к счастью, неправда.
На грандиозном мероприятии в Большом зале Консерватории выступят именно нью-йоркские «Султаны» под руководством Дэвида Бергера – композитора, дирижера и аранжировщика.
Бергер считается одним из лучших ныне живущих специалистов по Дюку Эллингтону. Он расшифровал сотни его партитур и с разными оркестрами все это сыграл. Кроме того, он написал (точнее составил, скомпилировал) балет «Гарлемский Щелкунчик» из музыки Чайковского, Эллингтона и Стрэйхорна. Помимо этого Бергер и сам написал много разной музыки для кино, телевидения, певцов, оркестров и театральных трупп.
В Москве Бергер и его оркестр сыграют козырную программу. «Гарлемский Щелкунчик» почти целиком – поп-классика по-американски впервые в России. Блюз Эллингтона из сюиты «Черные, коричневые, бежевые». Солистка – Елена Образцова, великая русская певица, которая уже, разумеется, ушла с оперной сцены (в ее возрасте так не поют), однако с концертами еще выступает, поражая публику то аккомпанементом балалаек, то джазовыми выступлениями.
И все же один из главных сюрпризов – «Голубая рапсодия» Гершвина. Во-первых, солистом будет Николай Петров – человек твердых политических убеждений, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ, воспитатель и педагог – как бы за всем этим не забыть, что он по-настоящему гениальный пианист с ярким темпераментом и огромным, в том числе и джазовым, репертуаром. Во-вторых, у нас есть отдельный повод для гордости – знаменитый американский оркестр будет играть Гершвина (потомка российских подданных, кстати) в обработке главного джазмена России Олега Лундстрема. Рапсодия — произведение для симфонического оркестра, а Лундстрем несколько десятков лет назад переложил ее для биг-бэнда.
Главной интригой гастролей Бергера будет Петров. Интересно, узнаем ли мы вообще Гершвина в том, что он будет играть.
Существует традиция, почти обязательная, согласно которой пианист обязан импровизировать в «Голубой рапсодии». Начало ей положил сам Гершвин, который, не успевая в срок сдать рапсодию, не стал писать большую часть своей партии и практически сочинил ее на премьере. Понятно, что со строгим и суровым Николаем Арнольдовичем никогда такого конфуза бы не случилось, и тем не менее – что он придумает?
Главное – пережить конферанс. Алексей Баташев – замечательный знаток джаза, человек с великолепными связями и вкусом, которого все за это любят, уважают и приглашают вести концерты. Кавалер польского Ордена культурной заслуги выходит на сцену и в течение по крайней мере получаса рассказывает о джазе в целом, сегодняшнем исполнителе в частности и о жизненном опыте Алексея Баташева применительно к международному положению Советского Союза. Это продолжается из года в год, на всех фестивалях и почти всех крупных гастролях. Рационально это объяснить невозможно.
Но уж по крайней мере американцам точно повезло – за один вечер они выступят с престарелой примадонной, принципиальным пианистом и самым многословным конферансье в мире. Свадебно-танцевальные «Султаны свинга» точно не растерялись бы. У звезд в таких случаях бывают нервные срывы.
Свидетелем истерики можно будет стать в Большом зале консерватории 23 января в 19.00.