В четверг латвийский сейм во втором, основном чтении принял законопроект, вносящий изменения в закон «Об образовании». Согласно поправке, с 1 сентября 2004 года все предметы, которые изучают старшеклассники средних общеобразовательных учреждений национальных меньшинств, могут преподаваться исключительно на государственном, то есть латышском языке. В первую очередь это коснется русскоязычного населения Латвии: подавляющее большинство национальных школ в этом государстве — русские.
Теперь на русском языке в Латвии будут преподавать только русский язык и литературу, а также факультативные предметы, «связанные с национальной идентичностью и культурой», а это не больше 10% всей школьной программы.
Первый латвийский закон об образовании был принят в 1991 году. Права нацменьшинств в нем, как считалось, не ущемлялись. В 1995 году в этот закон была внесена поправка, по которой в основной школе не менее двух предметов, в средней школе не менее трех предметов предписывалось изучать на государственном языке.
В 1998 году был принят действующий закон об образовании. Там было определено, что с 1 сентября 2004 года начиная с десятых классов средних школ и первых курсов профтехучилищ обучение должно вестись только на латышском. Однако год назад правительство из-за многочисленных протестов представителей нацменьшинств немного смягчило законопроект, разрешив преподавать лишь 60% предметов на латышском, остальные же – на национальном языке. Как заявил тогда министр образования и науки Латвии Карлис Шадурскис, образование на русском языке в государстве «не будет ликвидировано». По его словам, намечаемый переход школ на обучение «только» на латышском языке «на самом деле предусматривает обучение на двух языках». Правда, в законе уже было указано, что с 2007 года все экзамены в школах будут приниматься исключительно на госязыке (этот пункт действует и по сей день).
Кстати, 2 декабря 2003 года реформу русских школ в Латвии официально признало и ОБСЕ: ее верховный комиссар по вопросам нацменьшинств Рольф Экеус заявил, что реформу образования в Латвии следует считать необходимой. Экеус сообщил, что понимает аргументы Латвии, которая хочет содействовать процессам натурализации.
Как заявляют представители русскоязычной общины, со вступлением одобренных в четверг изменений в закон об образовании в силу русское образование в Латвии будет ликвидировано.
«Можно ввести игру на русской балалайке, изучение русской истории, но это все факультативы», — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» депутат сейма Яков Плинер. По его словам, Партия народного согласия предлагала Минобразования Латвии ввести не четыре, а шесть часов латышского языка в русских школах. Но сделать это власти отказались. «В 1-й Латвийской республике обучение осуществлялось на восьми языках. Тогда шесть часов в неделю преподавали на латышском языке. Это была история Латвии, география Латвии и военное дело, и все знали латышский, — заявил Плинер. – Я думаю, властям не нужно, чтобы дети знали язык. Им нужно, чтобы они знали свое место».
С введением же новых норм закона «Об образовании», считает Яков Плинер, 30-40% русских детей вообще не смогут учиться в средней школе из-за недостаточного знания латышского языка. По данным прошлого учебного года, экзамен по госязыку сдали на 7-10 баллов только 48% выпускников. «Это значит, что русские дети не смогут учиться даже в профтехучилищах, следовательно, в Латвии увеличится преступность, вырастет число бомжей, алкоголиков и наркоманов», — подытожил депутат.
Русскоязычное население Латвии собирается проводить широкомасштабные акции протеста против принятия законопроекта.
За несколько часов до того, как сейм одобрил поправку, тысячи русских школьников в Риге вышли на акцию протеста. Учащиеся собрались у здания сейма. В пятницу не менее семи российских школ проведут забастовку – акцию «Пустые школы». Готовятся также массовые манифестации. Не исключено, что в ближайшее время школьники начнут бессрочную забастовку.
Окончательное, третье чтение законопроекта должно пройти через несколько недель. «Газета.Ru» будет следить за судьбой русского языка в латвийских школах.