О том, что ЮКОС может обратиться в суд с иском о защите деловой репутации, стало известно еще на прошлой неделе. Тогда компания попросила главу МНС Геннадия Букаева лично рассмотреть ее возражения на акт налоговой проверки.
Проверку возглавлял замминистра Игорь Голиков, который еще до ее окончания написал в Генпрокуратуру письмо, где указал, что ЮКОС недоплатил за 1998-2003 годы государству 150 млрд рублей налогов. Переписка Голикова с прокуратурой довольно быстро стала достоянием общественности: некие «источники» в правоохранительных органах организовали утечку в прессу приведенных в письме цифр. А 29 декабря прошлого года министерство официально предъявило налоговые претензии компании ЮКОС на сумму 98 млрд рублей.
Однако даже это требование не дает МНС прямых оснований обвинять компанию в неуплате налогов; прежде налоговики должны ознакомиться с официальными возражениями компании. Они были направлены в министерство 13 января и в настоящее время анализируются налоговиками.
Как заявил пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин, «компания считает распространенные министерством сведения не соответствующими действительности, порочащими и причиняющими вред деловой репутации НК ЮКОС. В исковом заявлении, переданном сегодня в Московский арбитражный суд, ЮКОС требует от МНС и замминистра Голикова написать в Генпрокуратуру письмо с опровержением распространенных сведений.
«Иск о защите деловой репутации может рассматриваться где-то полгода», — заявил «Газете.Ru» директор группы крупных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко. По его словам, на рассмотрение дела в каждой из трех инстанций нужно примерно по два месяца. В том, что иск будет обжаловаться, Юрий Борисенко не сомневается.
Из текста искового заявления не следует, что ЮКОС намеревается доказывать, что заявления замминистра Голикова нанесли компании реальный финансовый ущерб; речь идет только об ущербе деловой репутации компании. Однако, по мнению Юрия Борисенкова, в данном случае
ЮКОС может сослаться на снижение капитализации компании, а таких аргументов в российском суде никто пока еще не предъявлял, что может создать сложности при рассмотрении иска.
Основания так думать у юриста есть: в день публикации письма инвестиционный банк Brunswick UBS Warburg понизил прогноз по ценам на акции ЮКОСа почти на 30% — с $15,6 до $10,7.
С другой стороны, МНС и замминистра Голикову придется доказывать утверждение о недоплате налогов на 150 млрд, то есть предоставить арбитру доказательства – свидетелей и документы. Учитывая уровень доказательной базы в материалах проверки, проведенной Голиковым в ЮКОСе, можно предсказать, что это будет весьма затруднительно: в акте о налоговой проверке инспекторы министерства допустили множество ошибок, включая арифметические.
Возможно, следующим, кому придется оправдываться в суде, будет замруководителя администрации президента Антон Данилов-Данильян. В среду он заявил, что «прозрачность ЮКОСа тоже была большим мифом. У этой компании было много моментов, непрозрачных даже для ее миноритарных акционеров, не говоря уже о государстве».
Пресс-служба ЮКОСа уже заявила, что компания считает безответственным это заявление: ЮКОС назван Ассоциацией по защите прав инвесторов «компанией с лучшим корпоративным управлением в 2003 году»; ЮКОС также стал компанией, оказавшей в прошлом году наибольшее влияние на развитие корпоративного управления в России; несколько дней назад издание Energy Intelligence опубликовало рейтинг крупнейших нефтегазовых компаний мира, определивший качество их корпоративного управления, и ЮКОС занял второе место.
Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин сказал «Интерфаксу»:
«Мы неоднократно говорили, что наемные государственные служащие, пусть даже очень высокопоставленные, должны как минимум осознавать, а как максимум --нести ответственность за свои публичные заявления, которые могут оказать влияние на фондовый рынок».
Аналитики финансового рынка, опрошенные «Газетой.Ru», фактов мифологии в отчетности ЮКОСа также не припомнили.