Сначала об этом сообщили информационные агентства со ссылкой на неназванные источники в правоохранительных органах. Потом российское бюро Интерпола сообщило, что в пятницу вечером, то есть спустя сутки после первой утечки, получило из Генпрокуратуры соответствующее постановление и сразу же направило документы, необходимые для объявления акционера ЮКОСа в розыск, в Лион, где находится генеральный секретариат Интерпола. Копия постановления о международном розыске Невзлина, обвиняемого в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, за подписью следователя Салавата Каримова была опубликована на сайте Pravda.ru.
Примечательно, что сегодняшние сообщения касались только Невзлина, а сведения об объявлении в международный розыск совладельцев ЮКОСа Владимира Дубова и Михаила Брудно подтверждения так и не нашли. Впрочем, даже ситуацию с Невзлиным Генпрокуратура в официальном порядке комментировать не стала. «Мы проверяем эту информацию», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе.
Сам Невзлин, уже несколько месяцев живущий в Израиле, о событиях на родине узнал от корреспондента «Газеты.Ru».
— Уже шесть дней ищут. Как вы — так прямо мне звоните, а как Генпрокуратура – так, значит, найти не может…
Ничего особенного в связи с объявлением в международный розыск Невзлину не грозит, если, конечно, он не соберется приехать в Россию.
А он и не собирается, о чем на днях заявил в интервью корреспонденту «Газеты.Ru». «Я бы на его месте тоже не приехал», — сказал сегодня адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов. Официального подтверждения от Генпрокуратуры об объявлении в розыск своего подзащитного Харитонов тоже до сих пор не получил и сегодня письменно запросил информацию о предъявлении обвинений Невзлину. Ответа он пока не получил. «Пытаюсь связаться сейчас со следователем Каримовым, но его, к сожалению, на месте нет», — сказал «Газете.Ru» Харитонов.
В Израиле Невзлин может чувствовать себя даже в большей безопасности, чем Борис Березовский – в Великобритании, поскольку имеет израильское гражданство. «У нас с Израилем нет договоров о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам, — пояснил Харитонов. — В 1997 году пытались такой договор заключить, но не заключили. А своих граждан Израиль в принципе не выдает».
«Так что я рассматриваю вероятность выдачи Невзлина как стремящуюся – и очень быстро – к нулю». Более того, Харитонов считает, что в других странах его клиента тоже не станут арестовывать: «Я уверен, ни одна страна его не выдаст».
По мнению адвоката, Генпрокуратура должна не объявлять Невзлина в розыск, а сама обратиться с предложением вообще прекратить в отношение него уголовное дело. Дело в том, что инкриминируемое совладельцу ЮКОСа уклонение от уплаты налогов относится к 1999–2000 годам. Между тем в 1997 году Невзлин был указом Ельцина награжден орденом Дружбы за вклад в демократические реформы. «А в мае 2000 года вышло постановление об объявлении амнистии, в соответствии с которым прекращаются уголовные дела в отношении лиц, которые награждены государственными наградами. В том числе и по 198-й статье – уклонению от уплаты налогов, — сказал защитник Невзлина. — Конечно, это может произойти, только если лицо согласно, чтобы в отношении него было прекращено дело по амнистии».
Получается, что следователь Каримов не очень хорошо изучил обстоятельства дела Невзлина, и, возможно, именно поэтому официально Генпрокуратура не подтверждает сведения об объявлении его в розыск, дабы не оказаться в глупом положении.