В понедельник в Басманном суде состоялось предварительное слушание по искам трех пострадавших от взрывов домов в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе в 1999 году. Галина Бурова, Людмила Кнутова и Тамара Горбылева потребовали от Минфина компенсации материального и морального вреда, нанесенного им терактами. Как уже рассказывала «Газета.Ru»,
трое заявителей потеряли семерых родственников. За их смерть они хотят получить (в сумме) $1,3 млн только моральной компенсации.
Жертвы терактов решили предъявлять претензии к Минфину, а не московскому правительству, как это было с жертвами «Норд-Оста», потому что террористические акты были совершены в нескольких субъектах федерации: после Москвы был взорван жилой дом в Волгодонске. А в этом случае, по мнению представляющих интересы истцов адвокатов, в соответствии с ч. 2 ст. 17 закона «О борьбе с терроризмом» иски подаются к федеральным, а не к местным властям.
На предварительном слушании защита сразу же предложила Минфину мировую — чтобы представители власти по своей воле выплатили пострадавшим материальную компенсацию.
Требования истцов:
Жительница Москвы Галина Бурова, у которой при взрыве дома на Каширском шоссе погибли дочь и зять, требует выплатить ей из федерального бюджета пожизненную ежемесячную пенсию по утрате кормильца в размере 3 тыс. рублей. Моральный вред от смерти близких она оценила в $300 тыс. Также она требует возместить ей затраты на похороны родственников в размере 43 тыс. рублей.
Людмила Кнутова, по данным адвоката, потеряла при взрыве дома на Гурьянова мужа и сына. Пострадавшая также требует выплаты ежемесячной пенсии по утрате кормильца в размере 6 тыс. рублей. Моральная компенсация, как указано в иске, должна составить $500 тыс.
Еще один иск был подан жительницей Москвы Тамарой Горбылевой, у которой во время взрыва дома на улице Гурьянова погибли дочь, зять и внук. Она требует выплаты ежемесячной пенсии в размере 6 тыс. рублей. Моральный ущерб оценен пострадавшей в $500 тыс.
«Высчитать, сколько должен получить каждый заявитель, не составляет труда, — сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат истцов Игорь Трунов. — Цифры выстраиваются в прямой зависимости от официальной заработной платы кормильца. Хотя это и немного».
Если бы Минфин согласился на такие условия, требования материальной и моральной компенсации были бы разделены на разные судебные производства и требования возмещения морального вреда «пошли бы дальше по инстанциям». Однако представитель ответчика Валерий Лохин от мировой отказался. Он сообщил судье и адвокатам, что Минфин иски не признает и потому ни о каких соглашениях не может быть и речи.
Теперь защите предстоит переубеждать представителей министерства. Как заявил после заседания Трунов, на следующем слушании защита собирается представить Басманному суду решение Тверского суда, который удовлетворил 10 исков о возмещении материального вреда пострадавшим при захвате Театрального центра на Дубровке (единовременно истцам должны выплатить от 2,7 тыс. до 75,5 тыс. рублей, ежемесячная пенсия пострадавшим назначена в размере от 246 до 8,3 тыс. рублей). Кроме того, по словам адвоката, суд получит заключение прокуратуры, сделанное также во время рассмотрения дел по «Норд-Осту». «Там сказано, что пострадавшие в теракте имеют право на материальную компенсацию в соответствии с законом «О борьбе с терроризмом» и Гражданским кодексом», — сообщил Трунов. Кстати, защита уже заявила ходатайство, в котором потребовала участия в рассмотрении исков прокурора.
Добиться выплат компенсаций в Басманном суде будет очень сложно, полагают адвокаты истцов. В конце прошлого года Басманный суд неожиданно отказался удовлетворить иск о возмещении материального вреда, поданный иностранным пострадавшим от теракта на Дубровке Олегом Жировым, потерявшим при захвате заложников на «Норд-Осте» жену Наталью. Хотя его представители рассчитывали, что проблем с выплатой материальной компенсации после процесса в Тверском суде уже не будет. По словам Игоря Трунова, судья Станислав Сафонов на вопрос, почему Жирову отказали, ответил, что «басманное правосудие отличается от всего остального».
Не исключено, что во время разбирательства в Басманном суде будет сменен ответчик – и требовать деньги пострадавшим предложат вовсе не от федеральных властей, а от недавно признанных виновными исполнителей терактов Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова.
Именно к Деккушеву и Крымшамхалову посоветовала подавать иски судья Мосгорсуда после оглашения им обвинительного приговора. В ходе уголовного процесса некоторые из потерявших при терактах родственников и жилье уже подавали материальные иски к находящимся на скамье подсудимых – и суд эти заявления удовлетворил. Однако, по словам Трунова, маловероятно, что приговоренные к пожизненному заключению исполнители смогут хоть что-то выплатить. Бурова, Кнутова и Горбылева также проходили в качестве потерпевших в этом уголовном деле, но посчитали, что требовать деньги нужно не у Деккушева и Крымшамхалова, а у государства.
Всего официально пострадавшими от терактов в Москве и Волгодонске признано около 2 тыс. человек. 100 из них уже обратились за юридической помощью. Однако сколько исков будет подано в Басманный суд, пока не известно. Это будет зависеть от решения суда по первым трем исковым требованиям. «Если суд решит выплатить деньги инвалидам, значит, будем подавать иски тех, у кого инвалидность, если сиротам – то сирот, а если решит удовлетворить всех, то подадим все 2 тыс. заявлений», — сообщил Трунов.
Рассмотрение исков по существу начнется 3 марта. «Газета.Ru» проследит за ходом процесса.