В понедельник центр Госсанэпиднадзора Москвы сообщил, что москвичи сдали на исследование в подразделения столичной санэпидслужбы уже около тысячи игрушек с маркировкой «Красный восторг», которые могут содержать ртуть. Как уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе центра, 22 из них оказались загрязнены парами ртути. Причем если раньше ртуть или ее пары находили только в «Дедах Морозах» и «Сердцах», то сейчас среди зараженных оказался и мягкий «Белый медведь». Все отравленные изделия утилизированы. В Госсанэпиднадзоре Московской области «Газете.Ru» сообщили, что в Подмосковье пока не выявили ни одной игрушки, загрязненной ртутью. Только в понедельник были обследованы 25 поделок, сданных местными жителями. «Несут и Дедов Морозов, и сердца, и обезьян. Причем даже двухгодичной давности. Но все результаты нулевые», — отметили областные медики.
Расследование инцидента взяла на себя Межрайонная природоохранная прокуратура Москвы. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе столичной прокуратуры, 15 января было возбуждено уголовное дело по ст. 238 («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности») и ст. 247 («Производство, транспортировка, хранение, использование химических веществ с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека»).
Виновным — ими, вероятно, окажутся руководители или сотрудники оптовой фирмы «Ананас-Тойс» — грозят штрафы до 420 тыс. рублей или лишение свободы на срок до двух лет.
Правда, в прокуратуре «Газете.Ru» отказались сообщить какие-либо подробности расследования, заявив, что «прокурору пока нечего сказать».
Ранее эпидемиологи выяснили, что ООО «Красный восторг», зарегистрированное по юридическому адресу в городе Клин Московской области, не существует начиная с 2002 года. Оказалось, что фабрика переехала в Москву: сначала в Восточный, а затем в Центральный округ, на Верхнюю Красносельскую улицу. Здесь с октября по декабрь 2003 года производство работало без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. К моменту проверки фабрика закрылась. Как рассказала «Газете.Ru» сотрудник Госсанэпиднадзора Дина Синякова, «нам удалось отыскать предпринимателей, которые занимались пошивом игрушек. Они рассказали, что закрытие фабрики было запланировано, так как она не приносила дохода».
«Единственным нарушением с стороны владельцев фабрики «Красный восторг» было производство игрушек без заключения центра Госсанэпиднадзора, — добавила Синякова. — Но за это нам спросить уже некого — производство же ликвидировано».
Эпидемиологи обследовали помещение фабрики и не нашли там превышения содержания паров ртути. В то же время в ходе исследования склада игрушек ЗАО «Ананас-Тойс», расположенного в подвале Московского техникума космического приборостроения, эпидемиологи выявили превышение нормы паров ртути в 26,6 раза, а в коробках с игрушками – в 5–23 раза.
В учебных помещениях самого техникума концентрация паров ртути превышала ПДК в 3–8 раз.
В одном из корпусов вуза, где располагается склад «Ананас-Тойс», временно приостановили занятия. Как сообщили «Газете.Ru» в техникуме, во вторник медики обещали начать обследование преподавательского состава и студентов, которые находились в загрязненном корпусе. Такое же обследование пройдут и рабочие склада «Ананас-Тойс».
Проверки по другому «ртутному» делу, которое также касается московского региона, уже прошли.
Жительница города Снежинск Челябинской области Ольга Шамардина, которая 9 января обнаружила опасный металл в стандартной тетрапаковской упаковке сока «Моя семья», выписалась из больницы. Главный санитарный врач Снежинска Виктор Романов сообщил «Газете.Ru», что состояние здоровья девушки не вызывает опасений. «Все в норме, осложнений нет», — добавил он. В суд на производителей сока девушка не подала. А прокуратура не стала возбуждать уголовное дело по этому факту, хотя на этом настаивала расположенная в Подмосковье компания-производитель соков «Моя семья» ООО «Нидан-Фудс».
Генеральный директор компании Андрей Яновский рассказал «Газете.Ru», что «независимая проверка полностью исключила даже самую умозрительную возможность умышленных действий на производстве. В то же время нельзя исключать подобную возможность при транспортировке, хранении и использовании продукции нашими дистрибуторами. Мы потребовали у них ужесточить свой контроль». Кроме того, компания проводит расследование, чтобы выявить и наказать виновников происшествия.