На первом своём заседании в наступившем году кабинет министров Украины принял решение достроить «трубу» нефтепровода Одесса--Броды до польского города Плоцк и интегрировать её в польские нефтемагистрали. Нефтепровод Одесса--Броды предполагается использовать для транспортировки легкой каспийской нефти в Европу.
Изначально нефтепровод Одесса--Броды строился на основе исследования Kellogg, Brown&Root, дочерней компании американской фирмы Hаlliburton, которую до своего избрания вице-президентом США возглавлял Дик Чейни.
Анализ европейского рынка нефти, проведенный компанией, показал, что восточноевропейские нефтеперерабатывающие предприятия заинтересованы в запуске нефтепровода Одесса--Броды. Введение в эксплуатацию украинской магистрали позволит транспортировать нефть на НПЗ в Польшу и страны Северной Европы. По оценкам американских специалистов, запуск нефтепровода Одесса--Броды позволит поставлять нефть из Каспийского бассейна (через нефтепровод Баку--Супса) европейским нефтеперерабатывающим заводам дешевле и чем через Новороссийск, и через Джейхан. Однако пока в этом направлении нефть не идет.
Поэтому президент компании «ТНК-Украина» Александр Городецкий предложил использовать этот нефтепровод в обратном направлении — через Броды до портового терминала «Южный», чтобы перекачивать 1,3–1,4 млн тонн тяжёлой нефти российского сорта Urals. Остальной объем (пропускная способность магистрали, по разным оценкам, составляет 9–14,5 млн тонн в год) предлагалось распределить между другими российскими нефтяными компаниями. Об этом они даже уведомили в своем письме премьеров Украины и России.
Позиция украинской стороны несколько лет оставалась неясной. Наблюдательный совет «Укртранснефти» то собирался проголосовать за предложение ТНК, то отказывался это сделать.Украинские политики видели в происходящем желание России помешать евроинтеграционным устремлениям Украины, её желанию стать менее зависимой от российских энергоресурсов.
Отставка противника России, вице-премьера по ТЭКу Виталия Гайдука и приход на его место реального экономиста и бизнесмена Андрея Клюева были восприняты как позитивный фактор, который может привести к благоприятному для России решению вопроса о нефтепроводе.
Однако решение правительства Украины, кажется, должно изменить такое представление об украинской политике. В пятницу в Варшаве будет подписан договор о создании совместного польско-украинского предприятия, которое будет продолжать строительство нефтепровода Одесса-Броды на территории Польши.
«Трубу» до Плоцка планируется провести длиной в 500 км, на что потребуется примерно полмиллиарда долларов. По мнению вице-премьера, к проекту необходимо подключить несколько банков, однако каких, господин Клюев уточнять не стал.
По мнению Клюева, на строительство участка нефтепровода Броды--Плоцк уйдёт около трёх лет. Это сообщение заставило некоторых экспертов сделать вывод, что точка в возможности реверса «трубы» (то есть перекачка российской нефти из нефтепровода в Одессу) не поставлена.
К тому же само правительство Украины отложило определение направления использования нефтепровода до изучения заключения об использовании нефтепровода, которое подготовила консалтинговая компания Energy solutions.
Американская консалтинговая компания с расчетным счетом в литовском банке Energy Solutions 13 января передала Министерству топлива и энергетики Украины рекомендации о направлении работы нефтепровода Одесса--Броды, в частности, о целесообразности принять предложение компании ТНК-BP о временном реверсе трубопровода на период не более трех лет. В рекомендациях американской компании отмечается, что предложение ТНК обеспечивает положительный чистый денежный результат на протяжении трех лет, к тому же на данный момент не существует четких альтернативных предложений относительно использования нефтепровода Одесса--Броды. Согласно расчетам Energy Solutions, положительный чистый денежный результат от эксплуатации Одесса--Броды в соответствии с предложениями ТНК-BP составит $35 млн. Срок в три года объясняется тем, что по истечении этого времени могут появиться дополнительные возможности транспортировки каспийской нефти в Европу. Energy Solutions считает, что в долгосрочных планах транспортировка каспийской нефти является оптимальным вариантом для Украины.
Эксперты отмечают, что для реализации объявленного политического решения о строительстве нефтепровода украинскому правительству понадобятся деньги, а их пока не предвидится. Налицо, таким образом, общее желание всех украинских чиновников — как политиков, так и трезвых экономистов — использовать политические решения о судьбе трубы как способ торговли с Россией.
Пресс-служба ТНК-BP заявила, что решения украинского правительства они не комментируют, а в украинском представительстве компании предположили, что планы украинского правительства пока не противоречат работе торгового дома «ТНК-Украина», эмоционально, по-одесски, добавив: «Да кто здесь что планирует!».
За проектом Баку--Джейхан стоит американская администрация и ее желание посадить режимы — Азербайджан, Грузию, Украину — на трубопроводную иглу поставок нефти в Европу. И для таких геополитических целей $500 млн не жалко, так что, скорее всего, российской нефти по этой трубе не течь.