В Узбекистане объявлен траур по погибшим в авиакатастрофе Як-40, происшедшей во вторник вечером в Ташкенте. Примерно в 19.27 по местному времени при заходе на посадку в аэропорт столицы Узбекистана Як-40, выполнявший рейс 1154
Термез--Ташкент, упал на взлетно-посадочную полосу и разбился. На борту самолета находились 37 человек (32 пассажира и 5 членов экипажа). Среди погибших — 56-летний глава миссии ООН в Узбекистане Ричард Конрой, 56-летний сотрудник американской организации World Concern Ричард Пеннер. Жертвами стали четыре женщины и один ребенок. Полный список погибших власти Узбекистана обещают обнародовать в четверг.
В среду генпрокурор Узбекистана Рашитжон Кадыров на специально собранной пресс-конференции назвал основную версию трагедии. По его словам, при посадке у самолета не вышло шасси, вследствие чего тот потерял управление, врезался в бетонное заграждение взлетно-посадочной площадки и загорелся. Обломки упали в 5-метровый канал Кара-Су.
Других подробностей происшедшего (в том числе какая именно стойка шасси не была выпущена) Генпрокуратура Узбекистана, которая сейчас ведет следствие по уголовному делу, не сообщила. «Когда одна из стоек не выпускается – это действительно сложный случай, — сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» заслуженный летчик испытатель Анатолий Квочур. — Это предполагает на окончательном участке торможения опасное, неуправляемое движение». Остается неясным, почему пилоты, увидев, что у самолета не выходит одно из шасси, и что ЯК-40 придется сажать «на брюхо», продолжили посадку. Они должны были во избежание взрыва выработать оставшееся в баках горючее, добавил Квочур.
Последняя версия властей Узбекистана расходится с первоначальными данными. В частности, представители «Узбекских авиалиний» сообщали информагенствам, что «экипаж запросил диспетчера о посадке, диспетчер дал самолету чистую полосу, но, судя по всему, пилоты не вписались в траекторию посадки». А в среду утром сотрудники аэропорта заявили, что самолет даже не успел коснуться земли. Как сообщает Reutres, представитель службы безопасности аэропорта рассказал следующее: «Был сильный туман. Самолет сделал первый круг над аэропортом. Заходил на посадку со второй попытки. Попытался опять взлететь, но ударился о забор». А по данным информагенств, перед тем как проломить забор, самолет задел крылом радиомаяк.
Вскоре руководство ташкентского аэропорта опровергло данные о тумане, сообщив, что видимость была достаточна для приземления Як-40. Кроме того, как сообщают специалисты, самолеты типа Як-40 в тумане не приземляются. Если облачность ниже допустимой для самолета нормы, его должны отправить на другой аэродром.
Очевидцы — жители соседних домов — утверждают, что Як-40 вообще загорелся в воздухе на подлете к аэропорту.
Как сообщила одна из жительниц Ташкента, она видела сначала яркую вспышку, а затем услышала два взрыва. МВД республики во вторник также сообщило, что во время падения у самолета взорвались наполовину наполненные топливом баки. Впрочем, по мнению экспертов, эта версия вызывает сомнения. Как считают специалисты, обычно при расследовании катастроф находится множество очевидцев, версии которых совершенно противоположны. Не исключено, что жители Ташкента видели искры при соприкосновении самолета с землей в момент аварии, а затем слышали, как Як-40 врезался в ограждение и у него взорвались двигатели.
Генпрокуратура Узбекистана сообщила, что Як-40 был произведен в 1975 году, почти отработал гарантию – самолет налетал 37 из 38 тыс. часов гарантийного ресурса, а ремонтировали его в последний раз в 1999 году в Минске. Но представители авиакомпании «Узбекские авиалинии» утверждают, что самолет находился в хорошем состоянии и совсем недавно проходил техосмотр.
Правда, как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» главный конструктор ОКБ им. Яковлева Алексей Рахимбаев, если самолет пролетал 37 тыс. часов, «ничего страшного в этом нет», так для ЯК-40 подписаны документы, увеличивающие его ресурс до 40 тыс. часов. Ремонт машины проводился по графику – обычно самолеты ремонтируют раз в шесть лет. Правда, по словам Рахимбаева, пока никаких точных данных об аварии у конструкторского бюро нет. «Но, как правило, в таких случаях единственной причины не бывает – обычно это цепь обстоятельств», — заявил он. А в руководстве «Узбекских авиалиний» не исключили, что совершить ошибку могли пилоты, добавив, правда, что летчики были очень опытными.
Что на самом деле произошло с самолетом, может стать ясно после того, как будут расшифрованы «черные ящики» разбившегося Як-40.
Как сообщили власти Узбекистана, черный ящик самолета найден и самописцы уже переданы на расшифровку.
Расшифровывать черный ящик — бортовой самописец МСРП-12, фиксирующий параметрические данные — будут в Ташкенте. А в расследовании причин авиакатастрофы принимают участие и российские эксперты. Представители МАК уже работают на месте происшествия. Как стало известно «Газете.Ru», в среду вечером специалисты ОКБ им. Яковлева также должны отправиться в Ташкент.
«Газета.Ru» следит за ходом следствия.