Экипаж восьмой экспедиции на МКС выяснил причину падения давления на станции. Источник «Газеты.Ru» в NASA сообщил, что, по предварительным данным, утечка воздуха со станции происходила в американском исследовательском модуле Destiny. Проверял его командир корабля Майкл Фоул. Исследуя ультразвуковым датчиком иллюминаторы модуля, астронавт «ясно услышал в одном из них шипящий звук»: в трубке-вставке этого окошка появилась трещина. Как поянил специалист, вставка — это гибкий шланг, который обеспечивает дренаж многослойного иллюминатора, то есть не дает стеклу запотевать или создавать избыточное давление между стеклянными слоями.
«Именно в этой перемычке космонавты обнаружили небольшую трещинку, которая подтекает, — сообщил источник в NASA. — Ремонт ее не составляет никакой сложности».
«Саша (российский космонавт Александр Калери. — «Газета.Ru») и я задаемся вопросом: почему мы не смогли обнаружить это место на день или два раньше? — радировал на Землю Фоул. — Утечка действительно там». Космонавты ранее уже проверяли иллюминаторы модуля, однако трещины не обнаружили. По их собственной версии, этому помешало оборудование лаборатории, которое в момент проверки модуля работало. Только повторная проверка позволила обнаружить течь Destiny.
Как сообщили «Газете.Ru» в Центре управления полетами (ЦУП), в понедельник утром давление на МКС «составило 720,5 мм ртутного столба, в то время как 11 января утром оно находилось на отметке 721 мм, 10 января утром — 721 мм, а вечером — 723 мм». Специалисты оценивают эти колебания давления как незначительные. «Они не влияют на здоровье экипажа или работу оборудования станции», — пояснили в ЦУПе. Например, в июле 1999 года космонавты Виктор Афанасьев, Сергей Авдеев и Жан-Пьер Эньере работали на борту орбитальной станции «Мир» при давлении в базовом блоке 676,5 мм ртутного столба, а в «модуле дооснащения» (там находится люк для выхода в открытый космос) — 672 мм рт. ст.
Как пояснил «Газете.Ru» член-корреспондент Российской федерации космонавтики Александр Железняков, «такого понятия, как критичное давление на борту МКС, вообще нет. На станции есть емкости со сжатым воздухом, с помощью которого можно «наддуть» атмосферу, повысив ее давление».
По словам эксперта, главным в вопросе давления на борту космического аппарата является темп падения. «Если давление падает стремительно, то тут уже не до критических значений, жизнь надо спасать», — добавил он.
Кстати, такая ситуация возникала в свое время на орбитальной станции «Мир», когда в июне 1997 года при столкновении станции с грузовым кораблем «Прогресс» был поврежден модуль «Спектр». Из него началась утечка воздуха, соответственно началось резкое падение давления на борту. «Когда никакие меры («наддув», поиск места утечки и т.д.) не дали результата, модуль отсекли от других отсеков станции и долгое время он не использовался», — напомнил Железняков. Место течи нашли, закачав в «Спектр» подкрашенный дым. Во время работы в открытом космосе космонавты нашли, откуда он выходит. Но после длительной изоляции модуль уже не использовался до самого затопления «Мира».
О том, что на борту МКС давление воздуха падает с опасной скоростью, космонавтам сообщили в ночь на понедельник, 5 января. Официальный представитель NASA Джеймс Хартсфилд заявил, что давление ежедневно понижалось на 2 мм рт. ст. и к 5 января его уровень в общей сложности снизился на 9 мм, то есть примерно до 750 мм рт. ст. (нормальное давление воздуха для Москвы). В понедельник службы наземного контроля NASA в Хьюстоне предупредили об опасном снижении командира экипажа Майкла Фоула и бортинженера Александра Калери. Через некоторое время командир экипажа ответил ЦУПу, что они все-таки попытались по собственной инициативе проверить все доступные клапаны, разделяющие станцию с вакуумом. Астронавт отметил, что все клапаны МКС, в том числе на российском сегменте станции, находятся в хорошем состоянии. Чтобы найти и устранить утечку, экипажу понадобилась неделя.
Чтобы окончательно убедиться в том, что причиной утечки стала трубка-вставка иллюминатора Destiny, экипажу придется на некоторое время герметизировать модуль. Пока они будут отслеживать изменение давления в модуле, Майклу Фоулу придется переехать в российский сегмент. К тому же, как пояснил источник «Газеты.Ru» в NASA, не исключено, что трещина в лаборатории была не единственной.