В понедельник начались судебные слушания по делу о гибели моряков на затонувшей подлодке К-159 в августе прошлого года. Как сообщил «Газете.Ru» председатель Северного флотского военного суда Александр Хомяков, по обвинению в халатности перед судом предстал командующий Северным флотом на тот момент — адмирал Геннадий Сучков. По статье 293 УК РФ («Халатность, повлекшая смерть человека или иные тяжкие последствия») ему грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Хомяков отметил, что «слушания проходят в закрытом режиме, так как сведения, имеющиеся в деле, содержат гостайну».
Уголовное дело состоит из 21 тома, поэтому рассмотрение дела, вероятно, займет не меньше месяца.
В ходе процесса судом будут допрошены 85 свидетелей, семь из которых были приглашены в суд дополнительно после предварительных слушаний по делу, прошедших во флотском суде 25 декабря. В качестве потерпевших на слушаниях присутствуют члены семей погибших моряков. Гособвинение представляет первый заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Анатолий Пономаренко; интересы обвиняемого защищает адвокат Владимир Черкасов, а председательствует в суде полковник юстиции, кандидат юридических наук Игорь Крупнов.
АПЛ К-159 затонула в ночь на 30 августа во время ее буксировки с базы Гремиха в город Полярный на судоремонтный завод СРЗ-10. Здесь подлодка, клоторая была выведена из строя еще в 1989 году, должна была подвергнуться утилизации. Во время буксировки К-159 удерживали на плаву четыре понтона. На борту ее находились 10 человек, которые следили за живучестью субмарины. Лодка шла в подводном состоянии, прикрепленная тросами к четырем понтонам. Их тащил буксир СБ-406.
Тросы, соединяющие К-159 с понтонами, оборвались. Ее командир, капитан второго ранга Сергей Лаппа, связался с руководителем операции и доложил о поступлении воды в восьмой отсек. Экипажу было приказано срочно покинуть судно, а по Северному флоту была объявлена тревога. Спасти подлодку не удалось – она сильно накренилась и быстро пошла ко дну. Во время поисково-спасательных работ на поверхности были обнаружены два тела подводников – они погибли от переохлаждения. Одного члена экипажа, Максима Цибульского, подняли на борт спасательного судна «Алтай» живым.
Ответственность Сучкова, согласно объяснению главкома ВМФ Владимира Куроедова, заключается в том, что «руководство флота не проверило готовность лодки к буксировке и ее организацию».
«Организация буксировки была также неудовлетворительной, и как результат – трагедия, – пояснил ранее главком. — Избежать трагедии было можно, если бы каждый на своем месте, от командира буксировки до командующего флотом, выполнил все требования и инструкции. Причина в элементарном невыполнении тех требований, которые заложены в нормативных и технических требованиях по буксировке».
Куроедов рассказал, что за 12 часов до потопления К-159 руководство флота получило информацию об ухудшении погоды. «В нормативных документах записано: буксировка разрешена при волнении моря до трех баллов. Никто не среагировал на прогноз. В технических документах записано: буксировка может проводиться со скоростью до трех узлов, скорость была 4,5 узла», – сообщил главком. Северный флот опять наступил на те же грабли, которые были в 2000 году», – подытожил Куроедов, намекая на то, что командование СФ не сделало должных выводов из катастрофы АПЛ «Курск» три года назад.
Помимо Сучкова по делу о затонувшей лодке проходит командир соединения подводных лодок, дислоцирующегося в Гремихе (Мурманская область), капитан второго ранга Сергей Жемчужнов. Он был руководителем перехода АПЛ К-159 на судоремонтный завод. В отношении Жемчужнова было возбуждено уголовное дело по статье 352 УК РФ («Нарушение правил кораблевождения»). «В отношении него следствие еще не завершено, — сообщили «Газете.Ru» в ГВП. — Когда оно будет отправлено в суд, пока не известно».