Восьмого января, на второй день православного рождества, в Концертном зале Чайковского пройдет ставший традиционным рождественский концерт. Называется он в этом году «Зимы не будет»: то ли в честь лучшего альбома Лени Федорова, то ли в честь слякоти, царившей весь декабрь, то ли просто от славянского оптимизма.
Известно об этом концерте до смешного мало. Пресс-релизы разводят туман абстракций, упоминая рождественский карнавал, хоровод масок, их безумное и творческое единение и прочие умеренно громкие слова из лекций по культурологии для первого курса. «Вся эта разноголосица не превращается в хаос, ибо все звучащее подчиняется закону рождественского карнавала, соединяющего несоединимое» — абракадабра, ничего не говорящая ни уму, ни сердцу. Имена из афиши заставляют, тем не менее, кровь бежать чуть быстрее: лучшая рок-группа России «Аукцыон», ансамбль старинной музыки Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко (с одинаковой любовью и мастерством ансамбль играет как старинную, так и очень современную музыку) и целая плеяда композиторов. Упоминаются Владимир Мартынов, Генри Перселл, Антонио Вивальди, Михаэль Преториус, Леонид Федоров (стихи Дмитрия Озерского).
Продвинутый меломан должен забиться в истерике предвкушения.
Мрачную и истовую религиозность в Федорове подозревали давно, последний сольный альбом ее подтвердил, Татьяна Гринденко утверждает, что традиции обыденной, ежедневной веры и религиозного воспитания за годы советской власти никуда не пропали и что радоваться сердцем рождению младенца-Иисуса не так уж и сложно. Если кто-то и в состоянии устроить светскую религиозную святочную вечеринку, традиционный концерт, каким он был и должен был быть сто или триста лет назад, чтоб дым коромыслом и тропари с колядками, так это именно они: интеллигентный рокер Федоров (определение Владимира Мартынова), скрипачка, специализирующаяся на современной музыке, Гринденко и академический композитор, умеющий играть и в рок, и в джаз, и в барокко.
Публике, правда, будет трудно. Она не так давно вообще вспомнила, что такое елка, зачем на ней звезда, шарики, яблоки и орехи, и как надо праздновать Рождество (если не сидеть всю ночь с шампанским, водкой и салатом «оливье»).
А тут ей вместо простой, обычной елки или «Щелкунчика» продемонстрируют нереальный постмодерн.
Меломан с хорошей памятью вспомнит состоявшийся пару лет назад рождественский вертеп в том же КЗЧ. Тогда воплощались рождественские амбиции композитора Павла Карманова, который решил поставить настоящее русское рождественское действо. В нем участвовали все та же Татьяна Гринденко и Opus Posth, а также хор «Сирин», ансамбль ударных Марка Пекарского и другая лучшая группа Советского Союза «Вежливый отказ». Выглядело все это роскошно, хоть и сыровато. Татьяна Тихоновна осталась недовольна – было слишком много участников, каждый тянул одеяло на себя, композитору Павлу Карманову не хватило руководительской воли.
В новом проекте будет меньше участников. Имя Федорова возникло само собой, он с воодушевлением пришел и тут же показал сочетание инициативности с исполнительностью, столь важное для участника творческого проекта. Плюс к этому Федоров «бессребреник» — по крайней мере, как рассказала Татьяна Гринденко, «вопрос денег для него не стоял не то что на первом, даже на десятом месте».
Собственно говоря, это практически все, что известно о проекте. Главный блюститель секретности — Татьяна Тихоновна — страшно не хочет раскрывать секрет представления и другим не разрешает. Мартынов в разговоре успел только проговориться, что первая часть концерта-представления будет построена на сквозной мысли — хорале немецкого композитора XVI--XVII веков Михаэля Преториуса, на который уже будет нанизан и Вивальди, и Перселл, и Федоров, и Мартынов, но его прервали, перебили и не разрешили разговаривать дальше.
Будет ли Леонид Федоров играть Антонио Вивальди или ограничится только собственными камланиями, как его музыка нанижется на хоралы предшественника Баха, можно будет выяснить только на концерте.
Также ничего пока не известно ни о сценографии Теодора Тэжика (автора гравицапы из фильма «Кин-дза-дза»), ни даже кто, собственно, будет на сцене: весь рок-оркестр из желтого дома под названием «Аукцыон» или трио Федоров--Курашов--Волков, собранное для интеллигентных и совсем уж безумных джаз-рок-шизо-панк проектов. Владимир Волков, почти карикатурный контрабасист с носом, пальцами и волосами, заявлен в качестве солиста, но это ничего не значит: его могли пригласить отдельно, в качестве просто хорошего музыканта.
Композитор Мартынов очень любит говорить, что классическая музыка умерла так же, как умерли и рок, и джаз. Если это так, то гальванизировать ее труп можно при помощи хитроумных приспособлений, эклектики и прочего.
Воскресить — только чудом.
Рождественские чудеса состоятся в Концертном зале Чайковского 8 января в 19.00.