Еще вчера в беседе с «Газетой.Ru» Ирина Хакамада призналась, что приняла политическое решение идти в президенты, но окончательного ответа просила подождать до сегодняшнего вечера. Однако ответила уже в полдень. В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Хакамада объявила: «Я решилась».
Дальнейшие ее слова сводились к тому, что одной решимости может не хватить, поэтому сейчас ее сторонники с максимальной скоростью пытаются утрясти «организационные моменты». Первым делом в ЦИК было направлено уведомление от инициативной группы Ирины Хакамады о ее намерении выдвинуться на выборах. Как сообщил сегодня глава ЦИКа Александр Вешняков, этот документ уже получен. Конечно, одного уведомления мало. В ЦИК нужно также представить личное заявление, сведения о личном и семейном доходе и имуществе, ходатайство о регистрации инициативной группы, где должны быть собраны паспортные данные всех «инициативщиков», и другие документы. «За сутки надо сделать то, что за сутки невозможно. Объективно там столько всего, деклараций всяких, что за сутки собрать невозможно», — начала жаловаться Хакамада, намекая на ту норму закона «О выборах президента РФ», где сроки подачи документов от кандидатов-самовыдвиженцев ограничены двадцатидневным сроком с момента объявления кампании открытой. Как сегодня объявил Александр Вешняков, дедлайн подачи документов для Хакамады и других самовыдвиженцев истечет 1 января. Раньше, кстати, ЦИК говорил, что срок истечет 31 декабря («Российская газета» опубликовала постановление о назначении даты выборов 11 декабря), но сегодня, как будто специально для Хакамады и еще одного неожиданного самовыдвиженца Сергея Глазьева, к первоначальной дате были добавлены еще сутки.
Другое важное решение Хакамады — отказ от дальнейших попыток попасть в Думу.
В разговоре с «Газетой.Ru» она сообщила, что не будет участвовать в довыборах в Госдуму по одномандатному округу. «Я видела эту печальную картинку и несчастного Геннадия Селезнева, который сидит на задней скамеечке. В думе нет никакого влияния, поэтому я не вижу смысла баллотироваться повторно и не собираюсь цепляться за парламент. Я уже была независимым депутатом и с горя ушла в правительство в 1997 году. Все это в Думе – просто курам на смех», — заявила Хакамада. На выборах 7 декабря кандидат от СПС проиграла спикеру Думы Геннадию Селезневу в 209-м одномандатном округе Санкт-Петербурга.
Несмотря на то что Ирина Хакамада стала самовыдвиженцем, партии СПС, которая отказалась выставлять партийного кандидата, ничто не мешает оказать ей предвыборную поддержку. Еще вчера в разговоре с нашим корреспондентом Хакамада выразила надежду на понимание и помощь коллег. Однако никакой помощи и понимания у СПС пока не появилось. Все партийные сопредседатели, которым попыталась дозвониться «Газета.Ru», уже в отпусках. По словам Хакамады, она предупредила о своем решении Бориса Немцова, но он еще ей не звонил.
«Я так смотрю, реакция у всех какая-то неадекватная. Все уже все знают, информация же передается в одну секунду, но никто почему-то не звонит, — недоумевает Хакамада. – С другой стороны, я же кандидат сама по себе и меня меньше всего волнует пиар на пустом месте. Вот если ЦИК примет мои документы и зарегистрирует инициативную группу – это будет новость».
Из сегодняшних слов Хакамады ясно, что на понимание своих коллег по партии она рассчитывает уже не очень. «Я устала от бесконечной интриги в демократической элите, которая оторвалась от людей. Решение баллотироваться — это шаг через демократическую элиту напрямую переговорить с людьми. Это способ показать и Кремлю, и президенту, что мы живые, у нас есть избиратель, мы готовы к борьбе», — сказала она.
Свою кампанию Хакамада намерена строить на критике деятельности Владимира Путина. Это то общее, что Хакамада может сообщить сейчас, подробно рассказать о пиар-плане она обещала уже после Нового года. «Президент — это олицетворение всей системы власти. Я буду предлагать альтернативную форму, при которой власть в России может стать эффективной, отвечая на потребности людей», — сказала Хакамада. Правда, тут же добавила, что не верит в возможность серьезной конкуренции с Путиным. «Все, что мы сегодня видим в стране, это модель Путина, — заметила она. — В результате выборов я хочу узнать, какое количество людей готово поддержать другую модель».
Источники в руководстве СПС в чистый соревновательный энтузиазм Хакамады не верят.
Они считают, что на бесперспективную борьбу Хакамаду мобилизовал Кремль. «Не исключено, что выдвижение Хакамады поддержано как остальными сопредседателями СПС, так и через договоренности в Кремле, или через согласие на поддержку Чубайса. Ирина не такой человек, чтобы делать что-то просто так, — заявил нам источник в СПС. — Без чьей-либо поддержки собрать в такие короткие сроки 2 млн подписей невозможно». Источник в партии добавил, что штабу Хакамады предстоят и большие финансовые расходы. Во время предвыборных консультаций в партии уже подсчитали, что «на сбор 2 млн подписей потребуется около $2,5 млн из расчета, что каждый голос стоит один доллар», сказал представитель СПС. Но известный смысл в действиях Хакамады, как признал источник, все-таки есть: «Путин должен быть только благодарен Хакамаде, потому что на фоне Малышкиных, масянек, татушек и прочего дерьма у него наконец появился вразумительный конкурент».