В эти выходные КПРФ провела сразу два важных мероприятия – пленум ЦК и съезд партии. Коммунистам предстояло решить, кого выдвигать кандидатом на президентский пост и оставлять ли Геннадия Зюганова председателем партийного ЦК. Собственно пленум и съезд были своеобразным тестом на внутрипартийную стабильность. Две оформившиеся группировки внутри КРПФ – Геннадия Зюганова и Геннадия Семигина – еще в среду, на заседании президиума ЦК, попытались договориться о кандидатуре в президенты, но тщетно («Газета.Ru» подробно писала о внутрипартийных склоках в канун съезда). В итоге решение принял съезд.
Журналистов на съезд не пустили. Возможно, потому, что коммунисты и сами не знали, чего от него ждать. Накануне ходили слухи, что Семигин готовит чуть ли не внутрипартийный переворот, в результате которого Зюганов будет отстранен от всех руководящих постов.
Как рассказали «Газете.Ru» участники съезда, обстановка действительно была напряженная. Сначала с итоговым докладом выступил Зюганов, который за поражение на выборах раскритиковал всех членов партии, региональные отделения и себя лично. Доклад коммунисты обсуждали до вечера.
Со списками возможных кандидатов на президентский пост вышла целая история. В первом варианте (он был утвержден еще на пленуме партии в субботу. – прим. «Газета.Ru») на роль главы государства претендовали Геннадий Зюганов, Николай Харитонов, Виктор Илюхин, Светлана Савицкая, Иван Мельников и Александр Куваев. Однако после длительных дебатов под давлением бывшего секретаря ЦК КПРФ Сергея Потапова коммунисты поставили вопрос о роспуске президиума и предложили еще две кандидатуры в президенты — Семигина и Николая Кондратенко, причем шансы последнего в силу его репутации были равны нулю.
Такого поворота Зюганов не ожидал и на воскресном съезде дал Семигину бой. Утром в воскресенье, еще до начала съезда, сторонники Зюганова и Семигина в ЦК еще раз встретились для обсуждения президентских кандидатур и сформировали единый список, отложив тем самым окончательное решение до голосования.
В ходе консультаций кандидатов осталось двое – Семигин и зюгановский протеже, раскрестъяненный аграрий Николай Харитонов. В пользу последнего свои голоса отдали и его несостоявшиеся конкуренты Илюхин, Савицкая и Мельников. В итоге Харитонов получил 123 голоса, Семигин – 105.
Зюганов вышел из борьбы победителем. В условиях практически предрешенной борьбы за президентство ему куда важнее было сохранить место в партии, чем добиться своего участия в выборах. На это Зюганов намекал журналистам еще во время субботнего пленума, когда Семигин выставил свою кандидатуру. Тогда Зюганов, не комментируя собственные шансы, прямо сказал, что кандидатом КПРФ не может быть такой человек, как Семигин.
Источник «Газеты.Ru» в руководстве КПРФ подтвердил эту точку зрения. По словам источника, «Зюганов сразу убил трех зайцев». Во-первых, он сохранил контроль над партией и фактически ликвидировал своего главного конкурента Семигина. «Семигин собрал все свои силы, все, ну что ж, теперь мы знаем кто был против нас, будем делать соответствующие выводы»», — заметил наш источник. Во-вторых, он сохранил пост лидера фракции КПРФ в Думе и председателя ЦК КПРФ. А в-третьих, Зюганов добился выдвижения кандидатом на пост президента нейтральной фигуры, которую поддержат не только коммунисты, но и аграрии с патриотами.
Пока неизвестно, какую именно тактику выбрали коммунисты на предстоящую президентскую кампанию, собираются ли они вести переговоры с «Яблоком» и СПС о поддержке своего кандидата (хотя о поддержке правыми Харитонова речи быть, конечно, не может) или в последний момент снимут его кандидатуру, призвав граждан бойкотировать выборы. С какой-то точки зрения, выдвижение косноязыкого и грубого в публичных выступлениях Харитонова — это тоже какая-то разновидность бойкота. Пока против Путина выставились только те кандидаты, которые вызывают усмешку или неприязнь — гробовщик Герман Стерлигов, антисемит Альберт Макашов, громила из охраны Жириновского Олег Малышкин.