Однако цены растут. В момент уборки урожая цена зерна на Алтае составляла 4200-4400 рублей за тонну, с учетом доставки 5300–5400 рублей за тонну. Сейчас цена на местах перевалила за 5 рублей за килограмм. Прогнозируемый рост составляет 6500 рублей за тонну. Цена на мировом рынке с учетом доставки в Москву составляет 8500 рублей за тонну (это цена американского зерна). А цены на хлеб, как известно, тянут за собой и все остальные. А вот это накануне президентских выборов допустить было бы крайне нежелательно.
Правительство пыталось решить вопрос с ценами на хлеб еще в мае, на одном из заседаний. На тот момент, по данным Ассоциации отраслевых союзов АПК, цена продовольственной пшеницы повысилась на 25–50%, муки высшего и первого сорта — в среднем на 10%, а в некоторых регионах даже на 30–40%.
В итоге пекари вынуждены были поднимать отпускные цены на свой товар. Например, за май в Ярославской области хлеб подорожал на 10%, в подмосковном Серпухове — на 5%, в Ростове — на 22%. Причем причина удорожания муки — не столько повышение тарифов на энергоресурсы, сколько дефицит качественного зерна.
Сельхозпроизводители старались в конце 2002 — начале 2003 года заключить как можно больше сделок с отечественными компаниями — экспортерами зерна. При этом как-то особенно не говорилось, что урожай зерна был больше фуражный, то есть предназначенный для животноводства. По предварительным подсчетам Минсельхоза, за сельскохозяйственный год, то есть с июля 2002 по июль 2003 года, Россия экспортирует порядка 19 млн тонн зерна, из которых уже продано 15 млн тонн.
А вот сколько в действительности зерна на токах, никто не знает.
Правительство, стремясь защитить рынок, ввело на этой неделе временные экспортные пошлины на рожь и пшеницу. Регионы же еще раньше пытались сдерживать цены на хлеб собственными силами.
Ситуация с хлебом в Москве, несмотря на неурожай, выглядит в отличие от других регионов вполне пристойной. За последний месяц рост отпускных цен на хлебокомбинатах составил 2%. По мнению заместителя руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктора Ивановича Ольхового, обвальный рост цен на хлеб невозможен. В резерве правительства Москвы находится 300 тысяч тонн зерна, а еще 100 тысяч тонн находятся на мелькомбинатах. Кроме того, Москва заключила договор с Казахстаном и готова в случае необходимости вывезти 300 тысяч тонн зерна. Аналогичный договор на поставку ржи заключен с Башкирией. По всем прикидкам, хлеба должно хватить до будущего урожая.
Другие регионы пытаются решить вопрос, больше опираясь на административные ресурсы.
Так, в Омске еще месяц назад чиновникам и руководству хлебопекарен удалось договориться о снижении отпускных цен на хлеб до 8,5 рубля за булку. Власти посоветовали предпринимателям сделать это добровольно, грозя в противном случае налоговыми и прокурорскими проверками.
В Вологде еще летом специалисты департамента сельского хозяйства и продовольствия и администрация города решили воздействовать на предприятия в вопросах регулирования цен на хлеб и муку для сельских пекарен. Специально для стабилизации цен и воздействии на спрос и предложение в городе было создано продагентство. Но ситуация не изменилась, и цены на хлеб продолжали расти. Тогда Вологодское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства возбудило дело о нарушении федерального закона «О конкуренции» двумя хлебокомбинатами – ЗАО «Вологодской хлебокомбинат» и ОАО «Славянский хлеб».
Предприятия, доля которых на хлебном рынке города составляет 65%, обвиняются в совершении согласованных действий. По словам заместителя руководителя регионального управления МАП Вячеслава Хлевчука, есть основания считать, что в течение 2003 года, поднимая цены на хлеб «Дарницкий» и батон «Нарезной», оба хлебокомбината делали это одновременно. Инициатором возбуждения дела стал, разумеется, департамент продовольственных ресурсов.
Как сообщил начальник отдела регионального рынка зерна департамента продресурсов Михаил Панов, с начала года цены на хлеб «Дарницкий» и батон «Нарезной», которые производят эти комбинаты, выросли на 34% и 35%соответственно. Однако, по словам Михаила Панова, проблема не столько в высоких ценах и их росте, а в том, что оба хлебокомбината поднимали их практически в один день и на одинаковые несколько десятков копеек.
Сами обвиняемые с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Генеральный директор «Вологодского хлебокомбината» Владимир Малек считает, что один из основных виновников сложившейся ситуации – это московская фирма «ОГО-Агропром», владеющая мелькомбинатами Вологодской области и являющаяся основным хранителем и продавцом муки. Цены на хлеб поднимались потому, что фирма 11 раз поднимала цену на муку.
Свою лепту в ценовой сговор вносят розничные хлеботорговцы. Мукомолам выгодно работать с малыми запасами зерна, продавая свою продукцию с колес. Рыночные же скачки цен на зерно тут же отражаются на стоимости мука и хлеба. Государственный резерв зерна Вологодской области сейчас составляет 8,2 тысячи тонн – явно недостаточно для того, чтобы товарными кредитами и продажей зерна влиять на цены. По словам Михаила Панова, чтобы сдерживать цены на муку и хлеб, резерв зерна у Вологодчины должен составлять 20–30 тысяч тонн. Пока же возможности увеличить резерв области до этого уровня нет. В результате очередное повышение цен на хлеб – на 50 копеек – ждет Вологду уже в конце декабря. А в Череповце хлеб уже подорожал на 70 копеек.
По схожему сценарию развиваются события сегодня и в Нижнем Новгороде. Там в региональное отделение МАПа была подана жалоба на владельца мукомольных заводов Любомира Тяна. В вину ему ставится «неправильное распределение прибыльной составляющей между услугами по переработке давальческого зерна и продукцией, производимой из собственного зерна». Инициатором жалобы выступил министр АПК Нижегородской области Вадим Ярыжевский.
Тян в свою очередь предупреждает, что цены на хлеб после Нового года вырастут еще, если область не найдет примерно 200 млн рублей на покупку зерна.
По мнению вице-президента Российского зернового союза Александра Ивлева, вряд ли эти меры смогут остановить рост цен. С экономической точки зрения, то, что делают власти на местах, ненормально. А с другой — все время повышающиеся цены на хлеб очень болезненны для большинства населения. В этой ситуации именно государство должно выделить дополнительные средства и не дать ценам ползти вверх.