В среду руководитель грузинских спецслужб Валерий Хабурдзания в очередной раз напомнил, что Михаилу Саакашвили угрожает смертельная опасность, или, как он выразился, «опасность физической ликвидации». Заявление было сделано уже после того, как были приняты все возможные меры безопасности. Сначала основному претенденту на пост президента Грузии усилили охрану, а во вторник он переехал в правительственную резиденцию Крцаниси, где живет Эдуард Шеварднадзе.
Вообще новые грузинские власти навсегда оставили ее бывшему президенту, который занимает Крцаниси уже больше десяти лет. Именно в этих стенах оппозиционеры уговорили Шеварднадзе добровольно уйти в отставку.
Теперь экс-президент вынужден жить с главным инициатором своего свержения чуть ли не под одной крышей. Самое комичное в этой ситуации то, что сожительство политиков устроено в целях сохранения жизни одного из них.
Саакашвили с семьей въехал в отдельные апартаменты на территории Крцаниси и даже собирается оплачивать свое проживание там из предвыборного фонда. Жить с Шеварднадзе он планирует до выборов 4 января, а выиграв их, рассчитывает перебраться обратно в Тбилиси, где сейчас ему ищут подходящую квартиру.
Кто именно угрожает жизни Саакашвили, непонятно. Представители спецслужб не делают даже намеков, называя потенциальным источником опасности некие «деструктивные силы». Противники новых властей даже запустили слух, что устранить Саакашвили хотят его ближайшие соратники — и. о. президента Нино Бурджанадзе и госминистр Зураб Жвания. По этой версии, переезд кандидата в президенты в Крцаниси был нужен им для того, чтобы потом обвинить в убийстве своего соратника Шеварднадзе. Сегодня Хабурдзания назвал эти предположения «полным бредом».
В последние дни официальный Тбилиси начал интенсивно обсуждать грядущие выборы грузинского президента с Москвой. Началось все, когда Владимир Путин встретился на похоронах Гейдара Алиева в Баку с Нино Бурджанадзе и пригласил ее нанести официальный визит в Москву.
Прямо из Баку в Россию отправился глава грузинского МИДа Тедо Джапаридзе. У его поездки странный статус, который, видимо, стал следствием поспешности ее организации. С формальной точки зрения в МИДе министра принимают как частное лицо, но на максимально высоком уровне: поскольку Игорь Иванов сейчас в Латинской Америке, Джапаридзе встретился с его первым заместителем Валерием Лощининым.
Главный итог переговоров – Путин и Бурджанадзе, скорее всего, встретятся на следующей неделе. «Мы передали официально нашу просьбу об организации этого визита, и будем надеяться, что получим позитивный ответ. Мы хотели бы, чтобы этот визит состоялся на будущей неделе», — сообщил Джапаридзе «Интерфаксу». Хотя до приема в МИДе он говорил, что собирается обсудить с московскими дипломатами и судьбу наших военных баз в Батуми и Ахалкалаки, и поддержку, которую Россия оказывает Абхазии, Южной Осетии и Аджарии, острых тем в преддверии государственного визита решили не касаться. После переговоров грузинский министр говорил в основном о необходимости наладить неприемлемые в нынешнем виде отношения России и Грузии и заключить-таки рамочный договор о дружбе, который начали разрабатывать еще при Шеварднадзе.
А к уговорам Аслана Абашидзе, который угрожает сорвать в Аджарии выборы грузинского президента, сегодня подключились американцы. Причем как раз тот самый посол США в Грузии Ричард Майлз, которого Шеварднадзе обвинял в причастности к своему свержению. Майлз заранее объявил, что собирается предоставить Абашидзе гарантии того, что в случае его согласия поддержать выборы новые власти не будут радикально менять ситуацию в Аджарии. То есть, проще говоря, не станут добиваться ухода аджарского лидера с его поста.