В отличие от коллег по творческому цеху — писателей, которые свое творческое объединение развалили давно, окончательно и бесповоротно, кинематографистам до сих пор удавалось удержаться в рамках единого союза. Преимущества единоначалия обнаружились довольно быстро и касались прежде всего отношений с властями. Литераторов все наши министерства подчеркнуто игнорируют, предлагая разномастному воинству из нескольких десятков «общественных организаций» с громкими названиями сначала преодолеть феодальную раздробленность и выбрать главаря. С кинематографистами — другое дело: порядок и дисциплина в рядах, более пяти тысяч членов и чрезвычайный и полномочный представитель в верхах Михалков Никита Сергеевич. Мудрено ли, что киношников власть предержащие любят и привечают – то денег подкинут, то производство фильмов частично профинансируют. Более того, «роман с властью» явно прогрессирует, и вот уже поползли слухи о готовящемся формировании госзаказа на фильмы со стопроцентным государственным финансированием. Причем репертуар госзаказа, дескать, будет формироваться в экспертном совете при администрации президента.
В воздухе явственно запахло купюрами, и от нахлынувших чувств Союз кинематографистов, подобно влюбленному царю из «Конька-Горбунка», решил переродиться.
4 декабря председатель СК РФ Никита Михалков на пресс-конференции делает заявление о том, что Союз кинематографистов Российской Федерации будет преобразован в профсоюз работников кино, который будет заниматься рутиной вроде путевок и пенсий, а «вся творческая часть будет передана Национальной академии кинематографических искусств и наук России», причем произойдет это все на грядущем пленуме СК РФ.
Все напряглись в ожидании, ибо суть реформы более чем прозрачна – весь геморрой с бесконечно разросшимся и плохо управляемым Союзом достанется новообразованному «профкому», а сливки и прочая сметана – недавно созданной Михалковым киноакадемии «Золотой орел», объединяющей не пять тысяч, а пару сотен проверенных товарищей, которая, таким образом, становится «Союзом кинематографистов для избранных кинематографистов».
Однако на прошедшем 10 декабря пленуме сенсации не случилось. Самое мощное «герцогство» в империи Союза кинематографистов – СК Москвы просветил собравшихся, что для создания профсоюза нужны не сотни, а миллионы членов и очень много денег, которых нет, после чего вопрос о создании профсоюза спустили на тормозах. Все успокоились, решив, это было очередное ничем не подкрепленное «планов громадье», не первое и не последнее.
Однако в понедельник скептики-москвичи провели Третий пленум кинематографистов Москвы. Там и случился бунт.
Предводитель «мятежных баронов» председатель правления СК Москвы кинодраматург Павел Финн обнародовал любопытный документ — ксерокопию регистрационной ведомости участников Профессионального союза кинематографистов Российской Федерации. Создателями значатся пять региональных организаций Союза кинематографистов из Уфы, Перми, Хабаровска, Кирова, Пензы. Причем учредили этот самый профсоюз в тот же самый день, когда проходил пленум, непосредственно после его окончания. Кроме этого, был предъявлен еще один документ – «План первоочередных мероприятий по подготовке и проведению съезда СК РФ». Главный вопрос, выносимый на съезд, – «создание профессионального союза кинематографистов».
Обиженные кулуарными телодвижениями и предательством киномагнатов из Хабаровска фрондеры-москвичи внесли первым пунктом в резолюции пленума тезис о необходимости сохранения Союза кинематографистов России и недопустимости замены этой творческой организации каким-либо профсоюзным образованием. Не успокоившись на этом, пленум отправил официальный запрос руководству СК РФ с требованием ответить на ряд неприятных вопросов.
Во вторник наконец была озвучена и позиция Союза кинематографистов России.
В интервью «Московским новостям» первый заместитель председателя СК России Геннадий Полока заявил, что профсоюз-таки будет создан, «думаю, в течении года», а Союз кинематографистов никто распускать не собирается: «Это ложь, которая безответственно распространяется в прессе!». А по поводу «разделения властей» — новая версия. Профсоюз будет заниматься социальной защитой тех работников кино, которые не входят в Союз кинематографистов – «работников цехов, проявщиков, механиков, помрежей, которых около миллиона». Союз кинематографистов, соответственно, «социальной и правовой защитой творцов», а киноакадемия «Золотой орел» — ни больше ни меньше, чем «теоретическими разработками в области производства фильмов». «Например, в театре существует система Станиславского. В кино такой системы нет», — заявил Геннадий Иванович.