Гений опоздал примерно на полчаса и извинился, обвинив во всем работу, репетиции и пробки. Выглядел он очень прилично для своих восьмидесяти лет, хотя до стола дошел при помощи трости, много шутил, по крайней мере присутствовавшие на пресс-конференции итальянцы все время хихикали в точно выверенных театральных паузах, которые он им оставлял. Жаль только, что в переводе шутка могла звучать, как фраза: «Все великие театры нуждаются в реставрации и усовершенствованиях». То ли скрытый смысл ее неясен русской публике, то ли это традиционная «непереводимая игра слов».
С Дзеффирелли на пресс-конференции присутствовали его коллеги-соратники.
Сияла сопрано Стефания Бонфаделли, суперприма современной итальянской оперы, звезда сайта «Beauty in Music», такая, какой должна быть оперная певица: красивая крашеная блондинка, с отличным голосом, безукоризненной техникой и невероятным обаянием. Улыбался тенор Массимо Джордано, который тоже выглядит ровно так, как полагается итальянскому оперному артисту, с черными кудрями, бородкой и сияющими глазами и зубами; дирижер Массимилиано Стефанелли. По разные концы стола сидели президент фонда Артуро Тосканини Джанни Борато и вице-президент Альфа-Банка Александр Гафин. Последний и начал пресс-конференцию, сообщив, что отныне основная задача Альфа-Банка – привоз в Москву итальянских оперных трупп.
Дальше было еще интереснее.
Франко Дзеффирелли поблагодарил всех присутствующих за то, что они являются носителями русской культуры, которая так много для него значит и так много сделала. Ведь карьера великого режиссера, ученика Лукино Висконти и друга Феллини и Антониони, началась с театральной постановки «Трех сестер» в 1952 году, что явилось позитивным зарядом для позитивного старта позитивной карьеры.
Теперь внутри него все дрожит от радости и счастья: он приехал в сердце русской культуры, в Большой театр. И далее следует главное программное заявление, от которого начинает щемить в сердце каждого оперного фаната:
«В прошлом веке я работал с самыми великими мастерами оперного искусства. Я не думал, что они будут и в этом веке, но это так: выросло новое поколение гениев».
Щеки Бонфаделли и Джордано изящно зарделись.
Самое интересное было впереди.
Нынешняя постановка «Травиаты» Джузеппе Верди – восьмая в карьере Дзеффирелли. В ней нет хореографии Васильева, который участвовал три постановки назад, эта не та «Травиата», по которой Дзеффирелли снял гениальный фильм. Нынешняя постановка была сделана для Театра Джузеппе Верди в Буссето при участии Фонда Тосканини. Это прекрасный театр: самый маленький оперный театр в мире, по крайней мере среди тех, что что-то значат. Соответственно, главной работой было растянуть масштаб постановки для гигантского Большого театра – увлекательная задача, с которой Дзеффирелли, разумеется, справился гениально. Сценография изменена, спектакль, тем не менее, остался тот же самый. Как ему это удалось, понять можно будет только на премьере. Дзеффирелли поклялся: самое главное, замысел Верди, «иль спазмо ди аморе», будет сохранен.
Остальное было смесью критики и попытки поймать Маэстро в хитрые журналистские сети и там запутать. Совпадают ли ваши мечты о Большом театре с тем, что вы там нашли (следует читать: с той мерзостью запустения, которая там сейчас)? Ответом стала уморительная, судя по реакции итальянцев, шутка о том, что все великие театры надо ремонтировать, ставить новый свет и сценическую аппаратуру, но не трогать великолепную акустику.
Повлияли ли отрицательные рецензии на ваш последний фильм «Каллас навсегда» на ваше творчество? «Отзывы прессы были замечательные. Для меня было большой честью и великим жизненным опытом снять трагедию о Марии Каллас, оду перфекционизму».
Один корреспондент клялся в любви Стефании Бонфаделли и выспрашивал, где она, не только гениальная певица, но и великая актриса, училась драматическому мастерству, и получил ответ, о котором можно только мечтать: «Я никогда не училась драматическому искусству, но рядом со мной был великий режиссер Франко Дзеффирелли, а кроме того, я всегда следую замыслу великих итальянских композиторов: Верди, Беллини и Доницетти».
Как можно на чем-то подловить последнего великого режиссера большого стиля, который успешно общается с журналистами пятьдесят лет? Зачем?
Надо просто собрать все последние деньги и пытаться купить у спекулянтов билеты на лучшую оперу Верди в постановке гения XX века. Следует только обратить внимание на то, что основной состав, с красавцем и красавицей, будет петь 11 и 13 декабря. 12 декабря будет выступать второй состав.