Ровно неделю назад, в последний разрешенный по закону день публикации опросов общественного мнения, Александр Вешняков выступил с предложением провести своеобразный конкурс для социологов. Кто из них наиболее близко к действительности угадает результаты голосования. В качестве приза за точность председатель Центризбиркома Александр Вешняков предложил в следующий раз проводить дебаты участников предвыборной кампании на основании рейтингов лучших социологических служб, а не по итогам жеребьевки, как это было до сих пор.
В понедельник руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям Юрий Веденеев объявил первые результаты этого конкурса. Из 11 социологических служб, участвовавших в соревновании, ближе всех к истине оказались три – фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ-А Юрия Левады и социологический центр Российской академии госслужбы (РАГ).
Из них более других отличился ФОМ, который был близок к правде в оценке процентов голосов «Единой России», КПРФ и ЛДПР. ФОМ также не ошибся, оставив «Яблоко» за пятипроцентным барьером.
ВЦИОМ-А дал наиболее точные прогнозы по явке избирателей 55,5–56,2%, по количеству голосующих против всех (4,8%) и по партиям, которые преодолеют пятипроцентный барьер.
Фонд «Общественное мнение» Александра Ослона в последнем обнародованном 1 декабря опросе давал «Единой России» 35–37%, КПРФ – 20%, а ЛДПР – 9–10%.
Социологов ФОМа не шокировал отрыв, с которым партия власти опережала КПРФ.
Как выяснилось после голосования, отрыв действительно оказался гигантским (более 24%).
«О том, что разрыв будет, знали за две недели до выборов, — подтвердил «Газете.Ru» Александр Ослон. — Результат ЛДПР и «Единой России» по опросам в день выборов был точным».
Скромнее оценили в своем последнем опросе результат единороссов сотрудники ВЦИОМ-А под руководством Юрия Левады – они дали партии Грызлова только 29%. Сегодня в беседе с корреспондентом «Газеты. Ru» Левада все равно говорил, что не удивлен провалу своего прогноза по «Единой России»: «Мы ожидали, что за «Единую Россию» проголосует еще больше народу. В течение двух месяцев они («Единая Россия и КПРФ. – «Газета.Ru») шли рядом, набирая по 24–26%. По последнему же опросу за нее собирались голосовать больше 40%».
ВЦИОМ-А построил не самый точный прогноз и об электоральных шансах «Родины». В последнем опросе социологи Левады отдали «Родине» только 3% (получила 9,1%). Этот провал Левада объясняет резким скачком блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина в последние дни перед голосованием: «Мы видели, что блок «Родина» буквально начал распухать в последние перед голосованием дни. «Родина» поймала в свои паруса очень модный ветер «все отнять и поделить» и отрицание тех лозунгов, которые были провозглашены полгода назад. На самом же деле это осколок от КПРФ, который подобрал в партии активных, уже не молодых, но популистски настроенных людей».
ФОМ в отличие от службы Левады с «Родиной» был почти идеально точен. В последнем опросе он давал Рогозину и компании 8% голосов.
Третье место Владимира Жириновского угадали обе социологические службы.
ВИЦОМ-А в последнем опросе давал ЛДПР 8%, ФОМ — 10%. По словам руководителя ФОМа, социологи всего лишь подтвердили то, о чем ранее знал лидер ЛДПР.
«Жириновский о своей победе и победе партии власти говорил еще летом в прямом эфире радио «Эхо Москвы», — сообщил нам глава ФОМ Александр Ослон. — Он и начал использовать популярность партии власти в своих целях. Подчеркивая, что в стране будет две партии, размахивал кулаками, показывая, что может не только плескаться соком».
Что касается правых и «Яблока», то их поражение не было неожиданным для ФОМа (по последним опросам, «Общественное мнение» давало СПС 5%, а «Яблоку» — 4%). ВЦИОМ-А же обеим демократическим партиям предсказывал по 6% и решительно прогадал.
Ослон, который неудачу правых предсказал наполовину, видит в их поражении провал выбранной ими предвыборной стратегии: «Их объединение не состоялось, и в качестве фарса они выплеснули в последние дни кампании это наружу. Кроме того, их самая большая ошибка в том, что они не только перестали представлять людей, которых они и породили, но и перестали представлять, что у них в головах».