В эпоху Просвещения бытовала такая духоподъемная практика – сажать сумасшедших в клетки и выставлять перед публикой ради назидательности и увлекательности такого зрелища. Укрощенные лечебными диетами, грязью и побоями маньяки, растлители и богохульники жалкостью своей внушали посетителям благочестивые мысли.
Кровавая безделушка «Фредди против Джейсона» («Freddy Vs. Jason») сильно напоминает такую клетку.
Чудовищ стравливают часто – «Шаолинь против ниндзя», «Кинг-Конг против Годзиллы», «Рок против наркотиков» — приятно постоять в стороне, когда слон лезет на кита.
Однако обычно это значит, что чудища стали ручными и покорно трусят на поводке у киноиндустрии.
Итак, Фредди Крюгер, отец родной каждому любителю трэша и истребитель молодежи с улицы Вязов, заскучал. В аду, куда его отправили в последней части, совершенно некого резать. Чтобы выбраться в мир людей, Фредди придумал выпустить в мир другого адского постояльца – Джейсона Вурхиза, умельца управляться с мачете из «Пятницы, 13». Явившись Джейсону в образе матери, горелый мерзавец натравил убийцу в хоккейной маске на молодежь, подросшую за прошедшие 10 лет. Чем больше льется крови, тем сильнее становится Фредди, и скоро он уже готов прорваться по эту сторону снов. Одна проблема – Джейсон, сделав свое дело, не хочет уходить.
Начинается состязание тесака и бритвы, и пошли клочки по закоулочкам. Счет будет 1:1.
Китаец Ронни Ю за время работы в Голливуде сделал два очень странных фильма – «Невесту Чаки» и «Формулу 51». Странным, главным образом, кажется то, что ернический хоррор про куклу-убийцу и легкомысленное подражание Гаю Ричи сделал один и тот же человек. Теперь вот Ю стравил две сатанинские иконы.
Проблема в том, что за прошедшие годы молодежные ужастики окончательно превратились в молодежные комедии.
Сходство этих двух жанров генетическое – тинейджеры умирают так же глупо, как знакомятся с родителями и пекут американские пироги.
Смотреть на них не хочется, поэтому всех зарезанных по ходу действия можно сложить в одну братскую могилу статистов.
Смотреть на Фредди и Джейсона хочется – увидеть их на отечественном экране все равно, что большевику встретить Ленина. Когда охваченный пламенем Джейсон, в маске и с тесаком, неторопливо и величественно выходит из зарослей кукурузы и начинает потрошить тинейджеров, закативших вечеринку на свежем воздухе – это красиво. Когда Фредди является обкурившемуся парню в виде кошмарной зубастой гусеницы из «Алисы», только с кальяном для гашиша – это красиво.
Но это краткие вспышки.
Все остальное время два главных злодея новейшей киноистории похожи на беззубых пуделей из бродячего цирка. Ронни Ю и компания, вытащив Фредди и Джейсона из ада, совершенно растерялись. Пугать всерьез сегодня решаются не многие – это сильно портит прокатный рейтинг картины. Смешить, как это делал Уэс Крейвен своими «Криками», уже не модно. В результате на экране царит такая беспросветная каша, что только диву даешься. Весь сюжет – совершенно ненужное приложение к нескольким сценам. Фредди и Джейсон – уже не свирепые душегубы, а трухлявые чучела, анимированные злой волей кинопродюсеров и выставленные в клетке для назидания желающим воскрешать мертвецов. Они пускают кровь и делают все, что положено – но уже не по зову сердца, а как скучающие клерки. Неторопливо и с перерывом на обед.
Во всей этой бессмысленности есть свое обаяние – именно так, в дурном угаре, и снимались когда-то «Кошмары на улице Вязов» и «Пятница, 13». Но то ли таланта было больше, то ли время было погуще – получилась классика. Из «Фредди против Джейсона» не вышло даже послесловия.
Посмотреть на укрощенных душегубов можно в кинотеатрах «5 звезд», «Горизонт», «Победа» с 4 декабря.