Пушкинский музей в двадцать третий раз проводит свои уникальные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В восемьдесят первом году великому русскому пианисту Святославу Рихтеру и директору одного из главных музеев страны Ирине Антоновой пришла в голову нехитрая, в общем, мысль совместить тематические выставки с фестивалем камерной музыки. В итоге получилось страшно популярное (попробуйте-ка достать билет), вполне высоколобое и супермодное (все двадцать три раза) событие московской жизни.
Это, как скромно, но гордо сообщает руководство музея, единственный фестиваль в мире, который так пристально и увлекательно занимается одновременно музыкой и изобразительным искусством.
В этом году вместе с руководителями двух стран политически подкованная Антонова отмечает год российской культуры в Германии, а заодно и будущий год Германии в России. Тема – «Гармония и контрапункт. Германия — Россия, XIX век». Художественной части фестиваля будет посвящена отдельная статья «Парка культуры», стоит лишь оговориться, что это большая выставка русских и немецких художников позапрошлого века — от романтиков до модернистов и символистов, перекликающиеся картины размещены рядом, происходят они из восьми немецких музеев, Третьяковки, Эрмитажа и собственно Пушкинского, и продолжаться все это будет два месяца.
Музыкальная программа фестиваля будет очень насыщенной. Шестнадцать концертов в течение месяца, первый концерт – 2 декабря, последний – 13-го. Музыкальная часть, разумеется, тоже посвящена Германии, России и их культурным и музыкальным связям. XIX век был лучшим временем и для немецкой, и для русской музыки. Развитие музыки никогда не было полностью параллельным в двух странах, но взаимное влияние существовало всегда, и перекликающиеся моменты или конфликты найти несложно.
Организаторам фестиваля, как всегда, удается очень удачно соблюсти баланс между концептуальными, культуртрегерскими и популярными задачами.
Например, охвачено очень много авторов — от Бетховена и Глинки до ранних Штрауса, Рахманинова и Скрябина, включая не так часто исполняемых Корнелиуса, Гесслера, Пфицнера. При этом будет соблюдена тематическая целостность и не будет эклектики. Классики преподнесут сюрпризы – эти люди написали такое количество музыки, что пытливый исследователь и умелый куратор всегда найдут что-нибудь малоизвестное, чтобы блеснуть на фестивале. Почти на всех концертах будут произведения и русских, и немецких композиторов. Связи и перекрестные ссылки находятся, концепция соблюдена, публика довольна, билеты на первые концерты уже почти распроданы, буфета нет, в антракте вместо жевания можно посмотреть картины.
Список исполнителей, как всегда, великолепен и читается, как гомеровский список кораблей.
Кристоф и Штефан Генц, соответственно, тенор и баритон, оба учились у великой Элизабет Шварцкопф, многократно записывались, выигрывали конкурсы и должны стать настоящим открытием для московской публики. Меццо-сопрано Бернарда Финк, словенка из Аргентины, пела в Пражской опере, Женевском оперном театре, Teatro Colyn, а также с лучшими оркестрами нашего времени. Компанию им составляют Роберт Холл, немецкий бас-баритон, практически завсегдатай Декабрьских вечеров, и пианист Олег Майзенберг из Австрии.
А кроме того, квартет им. Бородина, которому исполнится в следующем году шестьдесят лет, бывший вундеркинд пианист Николай Луганский, виолончелист Александр Рудин и его камерный оркестр Musica Viva, Анна Нетребко, самое раскрученное сопрано Мариинского театра, альтист Юрий Башмет – он же и художественный руководитель фестиваля.
Главной изюминкой фестиваля стал Михаил Плетнев, который будет целый вечер играть на фортепиано соло. Гениальный пианист и замечательный дирижер, он не так часто дает сольные концерты. Играть он будет Шумана и Чайковского, и это будет концерт, обязательный для посещения. Другие ключевые моменты — это, во-первых, Рождество, на которое солисты Москвы с Башметом на альте, Виктором Третьяковым на скрипке и Александром Мельниковым на фортепиано будут играть Бетховена, Мендельсона, Вебера и Чайковского.
Особо следует отметить два заключительных концерта. 29 декабря «Геликон-опера» даст выездное полуконцертное представление зингшпиля «Возвращение на родину» Мендельсона. «Полуконцертное» означает, по словам куратора музыкальной программы Пушкинского музея Инны Прусс, отсутствие грандиозных декораций и сценического действия, вызывающих неоднозначные реакции в обществе и в прессе. Однако и концертного исполнения с неподвижными солистами и черными фраками тоже не будет: какие-то костюмы и бутафория все же скрасят представление. Ведь без секса, алюминиевых всадников и прочих гэгов «Геликон-опера» лишится едва ли не всех своих преимуществ.
А закроется фестиваль концертом неярким, но очень достойным. Замечательная пианистка и педагог Элисо Вирсаладзе и виолончелистка Наталья Гутман будут вместе играть Бетховена – по-взрослому и несуетливо. Очень мудрый выбор для последнего предпраздничного дня.