Документ, равносильный признанию европейских структур в сознательном провале переговоров по объединению Приднестровья и Молдавии и срыве визита в Кишинев Владимира Путина, был распространен в четверг утром Советом Европы. В нем пересказано содержание телефонного разговора генсека СЕ Вальтера Швиммера, который позвонил Владимиру Воронину и выразил поддержку в трудную для президента Молдавии минуту. Его внезапный отказ подписывать до мелочей проработанный план приднестровского урегулирования, предложенный Россией, европейцы комментировали и раньше, но были предельно сдержанны. Скажем, в среду руководство ОБСЕ просто призвало стороны не считать провал переговоров политической трагедией.
Швиммер был куда более откровенен. Позвонив Воронину, генсек СЕ не стал скрывать своего удовлетворения и назвал его отказ подписать меморандум, как передал ИТАР-ТАСС, «трудным, но мудрым и ответственным шагом».
Потом он сказал, что «любое окончательное решение по урегулированию приднестровской проблемы может быть принято при условии широкой поддержки со стороны населения Молдавии».
Как известно, акции протеста, устроенные на улицах Кишинева против меморандума об основных принципах государственного устройства Молдавии, стали одним из поводов для отказа Воронина подписывать план. Но главной причиной он объявил несогласованность предложенных документов с европейскими структурами. За это генсек СЕ тоже его поблагодарил, сказав, что поддерживает позицию молдавского президента.
Судя по одобрительной реакции европейцев, они сыграли в срыве переговоров более значительную роль, чем принято считать в Москве. В среду на пресс-конференции разработчик плана первый замглавы администрации Дмитрий Козак уверил журналистов, что никакого давления со стороны ОБСЕ на президента Воронина не было, а произошло все так только потому, что у молдавского президента не хватило «политического мужества». В его изложении ситуация выглядит так. Россия, и в частности сам Козак, взялась за разработку плана по просьбе молдавских властей, обратившихся к Москве за экспертной помощью. И с лета до последнего момента держала в курсе своих предложений штаб миссии ОБСЕ в Молдавии. Еще в понедельник Воронин был со всем согласен, практически парафировав документ и дав честное слово все подписать. Однако когда Путин уже собрался срочно вылететь в Кишинев, молдаване внезапно передумали.
Деятельное участие в этом европейцев означает, что главной причиной отказа все-таки стали наши миротворцы.
Если против плана вхождения Молдавии и Приднестровья, как это называет Козак, в «асимметричную федерацию» Европа ничего не имеет, то интегрировать Молдавию в европейские структуры, пока там находятся, пусть и в небольшом количестве, российские солдаты, категорически отказывается. На переговорах речь шла о миссии из 2 тыс. солдат без тяжелой техники и вооружений. Между тем обсуждение конкретных сроков вывода миротворцев российская сторона отложила на самый последний момент. Буквально за несколько дней до подписания стало известно, что Тирасполь требует оставить войска на 30 лет, однако Козаку удалось убедить приднестровцев согласиться на меньший срок, приемлемый для Кишинева, но все равно огромный по меркам ОБСЕ – до 2020 года. В Москве говорят, что Воронин, до того как отменить все договоренности, сначала на него согласился.
Ближайшее обсуждение неподписанного плана главами МИДов стран ОБСЕ состоится в Маастрихте 1-2 декабря, причем позиции России будут заведомо слабы, поскольку меморандум отказалась одобрить сама Молдавия. Тем более к этому времени недовольство планом в Кишиневе будет подогрето. Уже в четверг по предложению радикальных прозападных фракций, настаивающих на объединении Молдавии с Румынией, российский план будет обсуждаться в молдавском парламенте.