До сих пор Центризбирком на своих заседаниях решал, насколько обоснованно избиркомы на местах отказали кандидатам в депутаты Госдумы в регистрации: кого-то ЦИК восстанавливал, кого-то нет.
В среду же ЦИК впервые за предвыборную кампанию поставил вопрос о снятии с выборов уже зарегистрированных кандидатов.
По новому закону о выборах снять зарегистрированного кандидата может только суд. Туда и обратился Центризбирком. В качестве первых жертв члены ЦИК выбрали кандидата от КПРФ Николая Луговского и кандидата от СПС Юрия Шефлера. Проверка поданных ими документов выявила нарушения. Насколько они фатальны, будет решать уже Верховный суд России.
Первое нарушение выглядит пустяковым. Коммунист Луговской, всю жизнь руководивший ресторанами и магазинами, в документах назвал себя замдиректора торгового дома ФГУП «Кремлевский», хотя 28 июля уволился с этой должности. Собравшимся в ЦИК также, наверняка, было известно, что в 1999 году Луговской даже задерживался по подозрению в получении взятки (он работал в мэрии Петербурга). Присутствовавшие на заседании представители компартии не стали защищать товарища и возражать против обращения в суд. Так что его снятие — дело техники.
Второй процесс обещает быть гораздо любопытнее. Кандидат СПС Шефлер прославился скандалами вокруг водки «Столичная» и год назад был объявлен в розыск, сначала федеральный, потом международный.
Вешняков усомнился, мог ли находящийся в розыске Шефлер поставить подпись о согласии баллотироваться по федеральному списку СПС.
В СПС уверяли, что Шефлер мог. Правда, сами партийцы с Шефлером не общаются и даже не знают, где он. Кто-то говорит, что в Латвии, а член ЦИК от СПС с правом совещательного голоса Вадим Прохоров сообщил «Газете.Ru», что в Великобритании.
Во всяком случае, ему об этом сказали доверенные лица Шефлера, через которых предприниматель поддерживает отношения с партией. Именно из Лондона ждали нотариально заверенное заявление Шефлера о том, что это его подпись об участии в выборах, а не чья-то другая.
Почта сработала медленнее, чем Центризбирком. До сих пор письма Шефлера в Москве никто не видел.
Еще в начале октября ЦИК подключил к снятию Шефлера силовые ведомства.
Из МВД, в частности, прислали справку о том, что кандидат СПС числится в международным розыске. Хотя розыск и не лишает его права баллотироваться (его лишены только уже осужденные граждане), подозрений у ЦИК становилось все больше.
«Для разрешения возникших сомнений в подлинности данное заявления, без которого невозможна реализация гражданином своего пассивного избирательного права, ЦИК, имея образцы почерка Шефлера Ю. В. в других документах, обратилась в криминалистическое учреждение с постановкой вопроса: выполнена ли подпись на документах одним лицом. Заключением специалиста от 29 октября 2003 году установлено, что подпись Шефлера Ю. В. на заявлении от 8 сентября 2003 года является поддельной» — говорится в постановлении ЦИК.
«Утверждения о том, что человек находится в розыске, должны быть заверены судом, а не некоей справкой из МВД», — возмущался юрист Прохоров. Еще больше его возмутили документы, с которыми ЦИК сличал заявление кандидата — две налоговых декларации Шефлера (за 2001-й и за 2002 год) и одна нотариальная доверенность на некую Татьяну Панкратову. «Криминалисты из МВД делали экспертизу на оригиналах, но не понятно, откуда у них они появились, — объяснил нашему корреспонденту Прохоров. — В ЦИК были сданы только копии этих документов. Когда я спросил об этом, мне дали ссылку на неких сотрудников аппарата Центризбиркома».
Но Александр Вешняков никогда и не скрывал того, что к выборам подключит все силовые ведомства, так что нет ничего удивительного в том, что в его ведомстве появились оригиналы налоговых деклараций Шефлера. Возмущения Прохорова слушать не стали и отправили дело «водочного короля» в суд. А у суда есть неделя, чтобы снять Луговского и Шефлера, потому что закон «О выборах депутатов Госдумы» позволяет снимать кандидатов не позднее чем за пять дней до голосования, которое состоится 7 декабря. Этой осенью Верховный суд ни разу не отказывал Центризбиркому. Он оставил в силе три решения ЦИК, которое оспаривали партии, в том числе в случае с жалобой КПРФ на участие президента Владимира Путина в съезде «Единой России» и с жалобой партии «Зеленые» на непредоставление бесплатного телеэфира (партия не расплатилась по долгам, оставшимся с прошлых выборов).
Верховному суду может достаться и жалоба не только на отдельных кандидатов, а на целый блок «Родина».
В пятницу на заседании ЦИК будут решать, обращаться ли в суд с обвинением блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина в использовании избирательного фонда не по назначению, а именно на выплату $500 тыс. вознаграждения за любую информацию о террористе Шамиле Басаеве.
Снятие «Родины» инициировал не сам Центризбирком, а гражданин Фархад Ильясов. «Некий гражданин Ильясов обратился в ЦИК, — объяснил Рогозин. – Уверен, что объявленное вознаграждение за поимку Басаева не противоречит избирательному законодательству и не может рассматриваться как предвыборный пиар».
Но Рогозин еще не знает, с кем связался. Гражданин Фархад Ильясов, о котором Рогозин ничего не слышал, — настоящий предвыборный киллер.
Особенную тягу писать иски у гражданина Ильясова вызывают выборы. Например, только на прошлой неделе он написал жалобу на Юрия Лужкова, который, как считает избиратель, украл интеллектуальную собственность.
Рогозин же считает, что за гражданином Ильясовым скрывается КПРФ. К этой мысли его подтолкнуло то, что запрос Ильясова был опубликован в коммунистической газете «Советская России».
Уже сейчас можно предположить, что Басаев не помешает «Родине» участвовать в выборах.
Во-первых, потому что Вешняков уже заявил, что, хотя и осуждает нецелевое использование избирательных денег, все-таки не считает это достаточным основанием для снятия с выборов. Во-вторых, потому что сегодня рабочая группа ЦИК рекомендовала не судить «Родину». Наконец, не для того ее создавали, чтобы снимать с выборов и возвращать голоса КПРФ и другим неудобным Кремлю партиям.