Агентство стратегических коммуникаций заявило о намерении обратиться в суд с жалобой на следователей, которые 23 октября проводили офисе АСК выемку документов, компьютерных серверов и денежных средств.
— Проводившие данные следственные действия сотрудники Генпрокуратуры обещали представителям агентства, что оборудование будет возвращено в течение месяца, а изъятые денежные средства – после установления их владельцев, — говорится в заявлении АСК. — По истечении месяца с момента проведения обыска мы не получили ни одного уведомления или иного документа о возможных сроках возврата изъятого. Предпринятые руководством ЗАО АСК и частными лицами попытки вернуть в административном порядке изъятое имущество не дали результата. В связи с этим мы намерены обжаловать действия Генпрокуратуры в судебном порядке с тем, чтобы вернуть незаконно удерживаемое оборудование и денежные средства.
Как известно, обыск в АСК проводился по «делу ЮКОСа»: якобы агентство укрывало от следствия какую-то важную информацию. Однако в самом Агентстве стратегических коммуникаций причастность к нефтяной компании отрицают и называют обыск незаконным.
О том, с каким размахом проходил обыск в АСК, «Газета.Ru» подробно рассказывала 23 октября. В следственных действиях помимо двух десятков следователей Генпрокуратуры и сотрудников ФСБ участвовали депутаты Госдумы Алексей Мельников и Сергей Митрохин, входящие в руководство партии «Яблоко». Они показывали следователям Генпрокуратуры документы, доказывавшие незаконность изъятия двух серверов и папок с документами, потому что в них содержится информация о предвыборной кампании «Яблока». Настойчивость депутатов привела лишь к тому, что следователи запретили им покидать здание.
Позже Генпрокуратура заявила, что ей не интересны секреты «Яблока» и что на серверах отыскалось много интересного о НК ЮКОС, в том числе какая-то хитроумная схема уклонения от налогов. Руководство АСК назвало это ложью, заявив о том, что не имело никаких отношений с нефтяной компанией.
— Это анекдотическая история, — рассказал во вторник «Газете.Ru» руководитель АСК Вадим Малкин. — По телевизору показывали схему уклонения от уплаты налогов, якобы распечатанную с нашего сервера. Распечатать можно все что угодно. Самое смешное, что она так и называлась: «Схема уклонения от уплаты налогов». Я не удивляюсь, если они скоро найдут в наших серверах «Схему организации государственного переворота». Потом была серия неофициальных утечек по поводу соляной или серной кислоты, которой мы пытались уничтожить серверы. Это чистая дезинформация, которую Генпрокуратура сливает в прессу и которая также будет основанием для исков в суд, хотя надеяться на Басманный суд вряд ли приходится.
Между тем главным козырем в руках прокуратуры, доказывавшим, что в АСК не все ладно, стали $700 тысяч, которые следователи нашли в одном из трех вскрытых с помощью специалистов МЧС сейфов.
Как неоднократно подчеркивала официальный представитель прокуратуры Наталия Вишнякова, никто эти деньги своими во время описи не назвал, а потому они были изъяты, чтобы после проверки на предмет происхождения быть направленными в доход государства. Не удержалась от упоминания этих денег Вишнякова и сегодня, опровергая обвинения со стороны АСК.
— Изъятие материалов, серверов и значительной суммы денег в валюте произведено в полном соответствии с действующим УПК, — заявила она «Интерфаксу». — Работа с изъятыми материалами продолжается, принадлежность порядка $700 тысяч устанавливается следственным путем. Все присутствовавшие во время обыска, в том числе и сотрудники АСК, отказались от этих денег, что и было зафиксировано в протоколе обыска.
— Мы считаем необходимым опровергнуть заявления представителей Генпрокуратуры о том, что изъятые в ходе обыска денежные средства бесхозные и что сотрудники АСК отказались от этих денег, — говорится в пресс-релизе АСК. — Среди изъятых денежных средств находились как средства сотрудников компании, так и кассы АСК, а также третьих лиц, не связанных с агентством какими-либо договорными или иными обязательствами.
Что это за третьи лица, руководитель агентства говорить отказался, сославшись на их право сохранять коммерческую тайну. По словам Малкина, это точно не черная касса партии «Яблока».
— Изъятая сумма почти на 100 тысяч меньше, — признался «Газете.Ru» Вадим Малкин.
— Часть этой суммы — личные сбережения сотрудников компании, которые они хранили на работе, часть — наша касса. А часть средств не принадлежит ни компании, ни сотрудникам, а принадлежит вполне конкретному лицу. Исходя из соображений конфиденциальности, мы не можем называть фамилии. В любом случае эти деньги не имеют никого отношения ни к предвыборной кампании «Яблока», ни к хозяйственной деятельности АСК. Это миф, созданный Генпрокуратурой, — заявил Вадим Малкин.
Партия «Яблоко» сегодня воздержалась от комментариев, насколько пострадала их подготовка к выборам в Госдуму из-за месячного ареста серверов и бумажных материалов, посвященных предвыборной стратегии, но ранее лидер партии Григорий Явлинский прямо обвинял прокуратуру в попытке вмешаться в предвыборную кампанию его партии.
В настоящее время руководитель АСК вместе с адвокатами решает, в какой именно суд будет направлена жалоба на действия Генпрокуратуры с требованием возместить компании изъятые из ее сейфа $600 тысяч.