Как уже рассказывала «Газета.Ru», 17 ноября Центризбирком, игнорируя мнение башкирского избиркома, зарегистрировал кандидатом в президенты Башкирии влиятельного банкира Сергея Веремеенко, которого считают креатурой питерских чекистов. Башкирскому избиркому, который дважды отказывался регистровать Веремеенко, из Москвы был спущен приказ — немедленно выдать Веремеенко кандидатское удостоверение. Заодно Александр Вешняков намекнул, что его ведомство не будет преследовать непокорных башкирских коллег, хотя у него и есть возможность.
Намеков в Башкирии не поняли. В конце прошлой недели опять не дали экс-банкиру удостоверение. В избирком пришло определение Ленинского районного суда Уфы с требованием приостановить регистрацию Веремеенко, так как эта регистрация нарушила избирательные права гражданина Рустема Газизова.
В результате сложилась дурацкая ситуация: статус кандидата Веремеенко получил в Москве, но местный избирком не дает удостоверение, а значит, и бесплатный эфир с прочими кандидатскими благами.
Сегодня утром Верховный суд Башкирии попытался из дурацкой истории выйти. Он опроверг мнение гражданина Газизова, отменив определение Ленинского суда. «Препятствий для регистрации кандидата Веремеенко, которые существовали с 20 ноября в виде определения райсуда, отменены. Теперь их нет», — настойчиво повторила судья Людмила Пронина. Вслед за Вешняковым она очень четко объявила, что башкирский избирком просто обязан выполнить постановление Центризбиркома, а именно выдать удостоверение, внести фамилию в бюллетени и заново провести жеребьевку бесплатного эфирного времени.
Сегодня же Верховный суд России вступился за Веремеенко по другому иску. Его подал один из кандидатов в башкирские президенты Андрей Пыхачев, считавший так же, как и Газизов, что Веремеенко в выборах участвовать не должен. Он напомнил, почему башкирский избирком не хотел регистрировать экс-банкира — тот вел широкомасштабную кампанию в СМИ и на 5% превысил избирательный лимит (в Башкирии это 65 млн рублей). Однако доказать свои обвинения истец не смог.
Доказательства веремеенковских нарушений никто и не собирал, потому что избирком Башкирии на глазок оценил количество статей в газетах и посчитал, сколько за них уплачено.
В итоге судья Владимир Зайцев отклонил жалобу на банкира Веремеенко. Чуть позже глава ЦИК Александр Вешняков похвалил его за это. «Решения Верховного суда России и Верховного суда Башкирии подтвердили, что будущее в России за теми, кто отстаивает закон, демократию, а не изобретает грязные технологии, в том числе находясь и в некоторых структурах власти Башкирии», — заявил Вешняков, еще раз намекнув, таким образом, что башкирскому избиркому скоро придется худо.
Угроза Вешнякова звучала, впрочем, неявно. Куда конкретнее был его заместитель Олег Вильяшев. Отказ выдать Веремеенко удостоверение он назвал явным нарушением закона: «Мы оставляем за собой право в ближайшие дни сделать официальное заявление в Генпрокуратуру и Верховный суд по данному факту с изложением своей позиции и озабоченности».
Возможно, и Вешняков более решительно пригрозил бы башкирам, если бы знал последние новости из Уфы.
После решений двух верховных судов в избиркоме все равно не торопятся удовлетворить потребности кандидата Веремеенко. Глава избиркома Кинзягулов уехал из Уфы неведомо куда и запер удостоверение Веремеенко в своем сейфе. Как объяснили корреспонденту «Интерфакса» помощники Веремеенко, их недруг скрылся из города минимум на два дня, а больше ключей от сейфа ни у кого нет. Новое удостоверение оформлять не собираются, хотя в свое время кандидату Игорю Изместьеву соответствующий документ выдавал заместитель Кинзягулова, а заместитель пока из Уфы не уехал.
Цепочка отказов, разумеется, объясняется не одним только вздорным характером республиканского избиркома. В эту игру вовлечены такие влиятельные лица, как действующий президент Башкирии Муртаза Рахимов, руководство партии «Единая России», к которой принадлежат и Рахимов, и Веременко, а также еще один соперник Рахимова Ралиф Сафин, который сейчас сидит в Совете федерации, а раньше входил в руководство «ЛУКойла». Однако если за безобразия придется отвечать, то пострадает именно избирком, как пострадал строптивый избирком Красноярского края, когда год назад за местное губернаторское кресло бились корпорации «Русский алюминий» и «Норильский никель».