Вернувшись сегодня после обеда в зал заседаний, депутаты отложили третье чтение бюджета на 2004 год, чтобы принять поправки к двум кодексам. Во-первых, внесли изменения в Лесной кодекс, позволяющий вырубать заповедные леса под строительство коттеджей. Во-вторых, вернули ко второму чтению пакет президентских поправок в Уголовный кодекс и вырезали два пункта из статей 80 и 198.
Конечно, лес жалко, но вставленные в пожарном порядке поправки к УК приведут к еще более серьезным последствиям – в тюрьму можно будет посадить любого российского бизнесмена.
Произошло это внезапно, так что никто не успел опомниться. На трибуну вышел член фракции СПС Александр Баранников, назначенный докладчиком по поправкам к УК. Сказал, что после второго чтения, которое состоялось в этот вторник («Газета.Ru» об этом рассказывала), появились еще две депутатские поправки. Авторы — депутаты Бугера, Гайнуллина, Лебедев, Райков и Резник. То есть пропрезидентская четверка и ЛДПР. Поэтому перед третьим, окончательным чтением нужно вернуться ко второму и эти поправки добавить. Кто-то в зале, почувствовав подвох, пытался что-то сделать. В ответ пропрезидентские фракции продавили нужное решение.
— Мы же их уже внесли, — удивился член КПРФ Сергей Решульский, узнав про поправки.
— Ничего, появились другие, — оборвала его вице-спикер от «Единства» Любовь Слиска.
— Дорогие друзья, так ведь речь об отмене деятельного раскаяния, — спохватился зампред СПС Борис Надеждин. — В половине предприятий есть налоговые нарушения, но они связаны не с намеренным уходом от налогов, а с другими причинами. Если налогоплательщик заплатил неустойку и сто процентов штрафа, зачем его сажать в тюрьму?
— Это грубое нарушение регламента, — подключился коммунист Николай Коломейцев. — Нельзя раздавать поправки за час до голосования и принимать их, не читая и не обсуждая. Их надо снять с рассмотрения и дальше рассматривать бюджет, который гораздо важнее.
— Утром вы и бюджет снять предлагали, — огрызнулась Слиска, прекратила обсуждение и поставила поправки на голосование. Проект набрал 274 голоса – в основном пропрезидентских фракций. Против были КПРФ и СПС. Против неожиданных поправок восстал и депутат Баранников, который представлял весь пакет.
— Это не моя позиция, — оправдывался он перед журналистами. — Моя позиция выражена в голосовании.
Теперь граждане не смогут избежать наказания за неуплату налогов, уплатив их задним числом с пенями и штрафами, при том, что путинские поправки называли гуманизацией уголовного права.
Действительно, обновленный УК в некоторых частях станет более лояльным к бизнесу. Отдельная коллизия была связана с деятельным раскаянием – с 1996 года (год принятия действующего УК) в России за неуплату налогов могли прощать, если обвиняемый возмещал ущерб, причиненный государственной казне.
До сих пор налоговые органы активно пользовалась этой нормой, порой шантажируя предпринимателей тюрьмой. Но и предпринимателям они были выгодны, потому что крупные штрафы все-таки лучше, чем нары. Тем более что часто преступления были не преступлениями, а обычными бухгалтерскими ошибками.
В путинской редакции УК, которую Госдума одобрила в первом чтении еще в марте этого года, эта норма оставалась, но статья 198, в примечании к которой идет речь о деятельном раскаянии, претерпела существенные изменения.
Если раньше налоговики сами принимали решение о налоговой амнистии, то теперь это должен был делать суд. Кроме того, была сокращена формулировка. В действующем УК говорится: «Лицо, впервые совершившее преступление… освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб». Президент вырезал слова «способствовало раскрытию преступления». По его мнению, бизнесмену лучше не сотрудничать с налоговой инспекцией, а просто больше заплатить, поэтому в новой редакции примечание звучало так: «Лицо… полностью возместившее неуплаченные налоги, пени и штрафы, подлежит освобождению… ».
В разгар атаки на ЮКОС, руководство которого обвиняется именно в недоплате налогов, пропрезидентские фракции лишили бизнесменов даже этого шанса. Более того, они вырезали из УК слова, внесенные туда рукой президента. Однако вряд ли стоит рассматривать это как бунт против Путина. Скорее, наоборот.
За отмену деятельного раскаяния голосовали именно президентские сторонники в Госдуме. То, как решительно они вернули законопроект во второе чтение, позволяет предположить, что им была дана не менее решительная команда из Кремля. Тем более что Путин сам против деятельного раскаяния, о чем он признался не так давно в интервью итальянским журналистам перед поездкой в Рим. «Уверяю вас, у нас ничего экстраординарного не произойдет, — объяснял он ситуацию вокруг компании ЮКОС, чьих менеджеров в числе прочего обвиняют в уклонении от налогов. – Вот сейчас один из фигурантов по делу пришел в прокуратуру и говорит: ну ладно, я раньше не заплатил, давайте сейчас заплачу — и забудем это дело. Так не бывает».
После этих слов все решили, что во втором чтении гуманизирующих поправок Путин деятельное раскаяние будет отменено, однако три дня назад во втором чтении эта норма выжила. Сегодня спохватились и несоответствие устранили.