Книгу Елены Трегубовой «Байки кремлевского диггера» успели назвать всякими именами. Руководитель радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов аттестовал ее честной и интересной книгой с «совершенно очевидным легким сексуальным подтекстом». Руководитель телеканала НТВ Николай Сенкевич окрестил ее «неприличной грязью», место которому в «отхожем месте». При всей своей противоположности оба отзыва апеллируют к достаточно интимным процессам.
Именно интимность «Баек…» обрекла их на судьбу книжного бестселлера.
Из арбатского «Дома книги» вышедшее в конце октября творение бывшего «кремлевского обозревателя» покупатели выносили стопками задолго до скандала с «выстриганием» из эфира «Намедни» сюжета о «Байках…».
Ничего удивительного – автор, несколько лет входившая в «кремлевский пул» журналистов, умело и бойко рассказывает о своей жизни «бытописателя власти».
Надо оговориться, что в отличие от своих предшественников – Аслановой, Коржакова и других создателей скандальных бестселлеров — Трегубова не одержима стремлением размахивать чужим нижним бельем. Несмотря на многообещающую первую фразу книги: «Давайте вместе отпразднуем День чекиста в каком-нибудь ресторане? – неожиданно предложил мне Володя Путин», ничего интимнее приятельских разговоров «без протокола» и застольных посиделок в книге нет.
По сути перед нами производственный роман о трудовых буднях журналистов, допущенных в кремлевские стены.
О выклянчивании интервью, охоте за эксклюзивом, коллективными шоппингами во время зарубежных визитов и прочими бытовыми мелочами вроде срыва графика отбытия официальной делегации из-за понятного стремления журналистов обналичить, пользуясь возможностью, деньги с карточки после дефолта. Автор ничуть не лукавит, заявляя в предисловии: «Так что это – не история страны, это – моя личная история».
Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть оглавление, где подзаголовок едва ли не каждой главки начинается местоимением «Я».
«Мое знакомство с Александром Волошиным…», «Я случайно участвую в подготовке премьерской речи Степашина…», «Моя прогулка с Лужковым на катере в Берлине…» «Валя Юмашев звонит мне спозаранку домой…», «Нас с Дедушкой Ельциным накрывает проблема-2000».
Все очень мило, по-домашнему, Путин здесь «Володенька», Немцов – так вообще «Борька», и разобраться, где заканчиваются журналисты и начинаются политики, весьма непросто – и те и другие полноправные герои книги, играющие на одной сцене. Вот корреспондент «Известий» Вера Кузнецова дергает за рукав Татьяну Дьяченко и громко кричит ей в лицо: «Но ведь это же – п…ц! Таня! Это же п…ц!!! Что же теперь с этим делать?!». А вот озабоченные личной жизнью родители Елены Трегубовой деловито обсуждают Путина как возможного зятя: «А он ничего…». Объяснить – чья же роль все-таки определяющая, автор решительно отказывается:
«Очень скоро я вообще запуталась, кто же из нас на кого больше влияет в этих «опасных связях»: журналисты – на ньюсмейкеров или, наоборот, они – на нас».
Никаких шокирующих политических откровений в книге не просматривается, да и откуда им взяться – даже очень «приближенный» журналист все-таки не Коржаков по определению. Не считать же политическими сенсациями эскапады Ельцина или матерки Немцова. Однако слово «байки» в названии – все-таки дань женскому кокетству. «Байки кремлевского диггера» — не жареный набор придворных сплетен и анекдотов, призванный продемонстрировать «приближенность» автора.
У Елены Трегубовой есть вполне определенный взгляд на нашу новейшую историю времен позднего Ельцина – раннего Путина, о которых и рассказывает книга.
Бесспорно, эта интерпретация магистрального движения российской власти последних лет далека от официальной версии, поэтому неудовольствию власти удивляться не приходится. Однако и ликовать: «Вот как оно было на самом деле!» вряд ли уместно. Потому как перед нами хотя уже не то, что рассказывают СМИ, но еще и не то, что происходило на самом деле. «Байки кремлевского диггера» — это откровения «передаточного звена», рассказ, как делалось то, о чем нам рассказывали газеты и телевидение. Не больше, но и не меньше.