С того момента, как у человека обнаружилось подсознание, жить стало намного интереснее. Добропорядочные члены общества обрели право наслаждаться эротическими фантазиями и навсегда избавились от испуга перед ночными кошмарами. Получили научное объяснение случаи невроза, инцеста, расовой сегрегации и обжорства по праздникам. Границы нормы раздвинулись до горизонта, потому что бессознательное по-любому могущественнее рассудка, а либидо сильнее морали. И давно пора забыть такие слова, как «псих» или «извращенец», чтобы не оскорблять людей с богатой подкоркой. Подумаешь, трансвестит – зато ногти аккуратно подстрижены и тушь на ресницах без комочков. Пример надо брать, а не пальцем показывать.
Но некоторые почему-то нервничают. Даже авангардисты. Один из таких, парижанин Владимир Янкилевский, представил в «Крокин-галерее» выставку под названием «Мутанты». На первый взгляд все здесь в рамках приличия.
Взята актуальная тема физиологических инверсий, источником вдохновения выступают психосексуальные бездны, персонажи как на подбор – гермафродиты, оборотни, химеры, ритуальные оргиасты.
Плодороднейшая почва для идиллии, однако автора вдруг потянуло на гротеск и сатиру. Мол, гениталии вместо носа – экая жуть с назиданием. А разобраться, так просто прикольно и даже не без изящества. Было бы из-за чего беспокоиться.
Возникает ощущение, что художник недолюбливает своих героев. Для него эти неординарные существа – всего лишь символы загнивания общества. Он так и пишет в аннотации: «В «Мутантах» я пытался сделать видимыми те деформации, психические мутации, которые происходят с человеком как с социальным продуктом». Стоило ковыряться в глубинах подсознания, чтобы выудить оттуда очередную проповедь!
Вот так всегда с этими нонконформистами: вроде отрываются, объявляют свободу без аннексий и контрибуций, а присмотришься – вяжут удавку для истинной воли.
Ну как могло на ум прийти назвать серию офортов «Содом и Гоморра»?! Что, будем искать унылых праведников среди этих веселых, искренних, жизнелюбивых мутантов? Проливать дождь из огня и серы на их бедные головы и другие органы поглощения-исторжения? Стыдно, господин Янкилевский, и крайне нецивилизованно.
Одно только существует автору оправдание. Свои опусы он создавал тридцать лет назад, да еще в условиях тоталитарного режима. То есть Пазолини с Альмодоваром не видел, Меркьюри не слышал, Сорокина не читал. Всего-то представлений о мире – Библия с дореволюционной орфографией, кинофильм «Солярис», Луи Армстронг на катушечной «Яузе», журнал «Америка» да машинописная копия «Я и Оно». Хотя, конечно, Иероним Босх и Франсиско Гойя даже до этого не продвинулись, а ведь тоже мутантов пробовали обличать, будто понимали чего. Все-таки обскурантизм – прилипчивая зараза.
Особенно неприятно, что Янкилевский гравирует с какой-то брезгливостью, будто клопа с манжеты стряхивает. Вот Сальвадор Дали, хоть и не слишком понимающий был человек, а к бессознательному подходил с нежностью и свою бредятину рисовал со всемерным старанием. Этот же – раз, и готово. Выразил и заклеймил явление в одночасье, небрежными экспрессивными штрихами. А ведь порок, даже если его осуждать, требует пристального отношения, чтобы ни одна деталь не смогла ускользнуть… Нет, с такими морализаторами от психоанализа нам явно не по дороге.
Человечество вырождается, никто и не спорит, но вырождается эффектно, с духовыми оркестрами, фейерверками и пригоршнями конфетти.
Почему же мы не видим у Янкилевского праздничной аранжировки? Если художник отказывает нам в выигрышном дефиле – значит, он плохой, несовременный художник. Любой мутант подтвердит.
Задуматься о глубинах человеческого падения можно в «Крокин-галерее» (Б. Полянка, 15) до 7 декабря.