9 ноября самый успешный российский продюсер Сергей Сельянов («Брат», «Брат-2», «Сестры», «Война», «Бумер», «Кукушка») представлял в Москве среднеуспешного американского актера Майкла Бина («Терминатор-1», «Чужие», «Бездна»), а Майкл Бин, следуя прямым курсом из Нью-Йорка в Норильск с кратковременным заездом в столицу, рассказывал, как любит режиссера Алексея Балабанова. Алексея Балабанова Бин полюбил после того, как ему домой прислали кассеты с фильмами «Война» и «Про уродов и людей».
«Войну» он смотрел вместе с родителями и детьми и счел более достойной «Оскара», чем «Ничья земля» Тановича.
После чего телеграфировал в Россию, что принимает предложение Балабанова и Сельянова участвовать в их новом проекте и с нетерпением ждет встречи на съемочной площадке. Тут Бин пожал плечами и развел руками – мол, извините, но до знакомства с русскими я понятия не имел о существовании озера Байкал, а путешествие в Норильск вдохновляло меня гораздо меньше, чем в Москву и Петербург.
Проект, ради которого Майкл Бин, собственно, и появился в России, и работа над которым ведется уже неделю, называется «Американец», заявляется создателями одновременно как триллер, боевик и драма и представляет собой гремучую смесь из «Войны» и «Брата-2».
В «Брате» Данила Багров ехал в Америку за справедливостью. В «Войне» гражданин Соединенного королевства ехал за справедливостью в Чечню. В «Американце» герой Майкла Бина, преуспевающий брокер с Уолл-стрит, потерявший все на акциях разорившегося российского комбината, ищет справедливость в сибирских лесах. Из этих лесов навстречу гринго выходит русский парень Алексей Болотов, сбежавший из мест не столь отдаленных. Он тоже ищет справедливость.
Итак, бесконечная тайга. Редкие города с дымящими трубами заводов. Стойбища первобытных племен.
Это не шутка. Так значится в пресс-релизе. Сельянов с Балабановым в игрушки не играют. Это люди с сильным и точным чувством кинематографической коммерческой успешности, замешанной на идеологии и точном расчете. «Американец» не обходится без их фирменных лиц и примочек. В одной из главных ролей – балабановский талисман Виктор Сухоруков. В кадре – лицо Сергея Шнурова, за кадром – музыка группы «Ленинград». Валерий Тодоровский впервые появляется на экране в качестве актера.
Бюджет, по словам Сельянова, необозрим, как просторы Сибири.
Главный упрек Балабанову, который выдвигает критика, — это отсутствие политкорректности. Его герои стреляют в спину («Он совершенно по-другому рассказывает историю! В Голливуде такое было бы невозможно! В Голливуде герой не может бить из-за угла! Это не герой!» — восклицает по-американски наивный Бин), а превосходство великороссов над другими нациями, которое его персонажи демонстрируют прилюдно и не стесняясь, граничит с шовинизмом.
У Балабанова нет комплексов. Он снимает кино такой свободы, что даже неприлично.
По крайней мере, моральных запретов тут не имеется. В «Американце» он рассказывает историю человека, которого, как рыбу из воды, выдернули из привычной среды существования и поместили в дикий край, где навыки, привычки и устои члена цивилизованного общества не имеют ровным счетом никакого значения. Герой Бина — герой положительный даже по меркам Балабанова, которые так отличаются от мерок Голливуда.
Однако это не значит, что Балабанов сильно полюбил американцев. Это значит, что он признает в них братьев по разуму. Правда, меньших. Потому что человек, поставленный в условия выживания, всегда немножко слабее тех, кто помогает ему выжить. То есть представителей первобытных племен.