На очередном заседании Красноярского краевого суда по делу о катастрофе вертолета Ми-8, на борту которого был губернатор края Александр Лебедь, потерпевшие и родственники погибших потребовали возместить им моральный ущерб на общую сумму около 100 млн рублей. Ответчиком истцы назначили бывшего и действующего владельцев разбившегося вертолета: государственную авиакомпанию «Енисейский меридиан», а также авиакомпанию «Скол». Ответчиком в деле проходит еще и красноярский аэропорт Черемшанка.
Напомним, как развивались события. 28 апреля 2002 года вертолет Ми-8 должен был доставить группу представителей администрации Красноярского края и журналистов на презентацию новой горнолыжной трассы недалеко от Буйбинского перевала под Абаканом. При заходе на посадку в 74 км от поселка Ермаковское (район озера Ольское) вертолет зацепил тросы грозозащиты ЛЭП. Пилоты, пытаясь избежать столкновения, резко повели вертолет вверх, и это привело к разрушению лопастей несущего винта и хвостовой балки вертолета. При падении машина полностью разрушилась.
В катастрофе погибли девять человек, в том числе губернатор Александр Лебедь, его заместители по социальным вопросам Надежда Кольба и глава Ермаковского района Василий Роговой. Только один человек не пострадал, а 11 пассажиров и членов экипажа получили ранения различной степени тяжести – от переломов пальца до перелома позвоночника.
Пять пострадавших пассажиров находились еще долгое время в тяжелом состоянии. Серьезные опасения за здоровье Геннадия Климика (пресс-секретаря Лебедя) сохранялись у врачей в течение месяца. Врачи считали, что у него могут возникнуть проблемы с двигательным аппаратом. Тяжелые травмы также получила заместитель главного редактора газеты «Красноярский рабочий» Елена Лопатина. В стабильно тяжелом состоянии долгое время находились телеоператор «7-го канала» Станислав Смирнов и журналист краевого ГТРК Эмма Мамутова. Охранник губернатора Виталий Шлык несколько месяцев лежал в реанимационном отделении в коме.
Следствие по делу о катастрофе вертолета длилось почти полгода. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в катастрофе был виноват экипаж Ми-8 – командир Тахир Ахмеров и второй пилот Алексей Курилович. Управление Генпрокуратуры в Сибирском федеральном округе 31 октября прошлого года предъявило обоим летчикам обвинение по ст. 263 ч. 3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц). По данным следствия, пилоты не провели предварительную подготовку к полету и плохо изучили его маршрут. Экипаж не проложил на полетной карте маршрут с учетом запретов, ограничений и расположения высот, а также не получил карту для полета в горной местности. Кроме того, по данным Красноярской прокуратуры, решение о полете было принято при наличии летного прогноза погоды только на первоначальном участке маршрута — до поселка Ермаковское.
Сами пилоты своей вины не признавали.
Суд над пилотами Ахмеровым и Куриловичем начался в Красноярском краевом суде 14 августа 2003 года. Оба летчика были не согласны с выводами комиссии, расследовавшей причины катастрофы. В частности, пилоты оспаривают пункт о плохой видимости и нелетной погоде. По словам Тахира Ахмерова, видимость была хорошей. Пилот также признался, что до сих пор не понял, как произошло столкновение: приближающуюся ЛЭП они прекрасно видели, и времени для того, чтобы поднять вертолет, у экипажа было достаточно.
Суд еще не закончен, но родственники погибших и пострадавшие, в том числе брат Александра Лебедя Алексей, сообщили, что виновником трагедии следует считать не столько пилотов, сколько авиакомпании, организовавшие полет, — ГУП «Енисейский меридиан» и «Скол».
Именно против них и подали гражданские иски пострадавшие и родственники погибших.
Иск о возмещении морального ущерба на самую большую сумму — 90 млн рублей — к обеим авиакомпаниям подала Елена Лопатина, бывшая замредактора газеты «Красноярский рабочий». После перелома позвоночника и обеих ног она не может ходить и живет на иждивении матери в Новосибирской области. Как заявил во вторник адвокат Лопатиной, у нее крайне мало шансов на то, что она сможет ходить.
Другие пострадавшие и родственники погибших требуют компенсации с двух авиакомпаний и аэропорта Черемшанка в размере 1 млн рублей каждому. Среди них родители погибшей журналистки Натальи Пивоваровой, скончавшейся в больнице на следующую ночь после катастрофы; мать погибшего телеоператора Красноярской ГТРК Игоря Гареева; жена погибшего главы администрации Ермаковского района Василия Рогового; пострадавшая в аварии журналистка ГТРК Эмма Мамутова и телеоператор Стас Смирнов; телохранитель Виталий Шлык и, наконец, пресс-секретарь Лебедя Геннадий Климик. А руководство красноярской телекомпании «7-й канал» попросило суд взыскать с виновных ущерб в размере 180 тыс. руб. за разбитую видеокамеру.
Однако присутствовавшие на заседании юристы компании «Енисейский меридиан» и «Скол» признавать иски отказались. В свою очередь, представитель аэропорта Черемшанка заявил, что по условиям доверенности не может принять исковые заявления. Аэропорт Черемшанка сам требует от компании «Енисейский меридиан» 6 млн рублей в качестве возмещения стоимости вертолета.
Помимо прочего, до сих пор авиакомпании не могут разобраться между собой в вопросе о том, кому принадлежал разбившийся Ми-8. По утверждению замгендиректора компании «Скол» Андрея Богомолова, купившего вертолет у ГУП «Енисейский меридиан» еще 12 апреля 2002 года, в день катастрофы Ми-8 юридически принадлежал уже «Сколу», однако фактически по условиям аренды до 30 апреля им пользовался «Енисейский меридиан». По словам Богомолова, хотя на момент катастрофы все документы о передаче вертолета уже были оформлены на авиакомпанию «Скол», полет совершал экипаж, зарегистрированный в «Енисейском меридиане».
Юрист же «Енисейского меридиана» Ольга Бушина утверждает, что в день аварии компания «Енисейский меридиан» не имела никакого отношения к вертолету: «Все документы были уже оформлены на «Скол». Члены экипажа уже написали заявления о приеме на работу в «Скол», шел процесс оформления документов». Выяснять, кто будет ответчиком по гражданским искам, судья Александр Афанасьев во вторник не стал: он просто приобщил гражданские иски к делу.