В пятницу в Мосгорсуде начался процесс по делу о взрывах домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года. На скамье подсудимых находятся 40-летний Адам Деккушев и 35-летний Юсуф Крымшамхалов. Им инкриминируются сразу несколько статей Уголовного кодекса. В частности, Крымшамхалова и Деккушева обвиняют в участии в незаконном вооруженном формировании, терроризме, совершенном неоднократно в составе организованной группы, умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, а также незаконном изготовлении и хранении оружия (ч.2 ст.208; ч.3 ст.205; пункты а, в, д, е, ж, н ч.2 ст.105; ч.3 ст.222; ч.3 ст.223 УК РФ).
На заседание суда журналистов не пустили. Cлушания будут проходить за закрытыми дверями: на уголовном деле стоит гриф «совершенно секретно».
Расследование терактов, совершенных в столице (9 сентября прогремел взрыв на улице Гурьянова, 13 сентября – на Каширском шоссе) и в Волгодонске (взрыв произошел 16 сентября 1999 года), вела Генпрокуратура. Следствие было завершено в апреле 2003 года. Месяц назад Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение и направила материалы дела в суд.
Как уже рассказывала «Газета.Ru», по данным следователей, житель Кисловодска Юсуф Крымшамхалов был «правой рукой» организатора взрывов жилых домов Ачемеза Гочияева, уроженца Карачаево-Черкесии, прописанного в Москве. Всего в группу Гочияева входили 15 человек, в том числе Юсуф Крымшамхалов, Адам Деккушев, Тимур Батчаев, Хаким и Алим Абаевы и Денис Сайтаков.
Как выяснили следователи, к взрывам в Москве и Волгодонске террористы готовились на базах боевиков в Сержень-Юрте, а также в Урус-Мартане на заводе минеральных удобрений, где была изготовлена смесь взрывчатки. Техническими инструкторами боевиков были арабские наемники Абу Умар и Абу Джафар, идейным вдохновителем и заказчиком терактов – полевой командир Хаттаб (все они были позже убиты). Летом 1999 года из Урус-Мартана гексоген под видом сахара террористы отправили на продовольственную базу в Кисловодск. На въезде в город их встретил сотрудник ГИБДД Станислав Любичев, которого впоследствии задержали следователи.
На продовольственной базе дяди Крымшамхалова боевики расфасовали гексогеновую смесь в мешки из-под сахара с логотипом эркен-шахарского сахарного завода. Один из членов группы Адам Деккушев, находящийся теперь на скамье подсудимых вместе с Крымшамхаловым, нашел грузовик, в котором взрывчатку потом перевезли в Москву. Мешки загрузили в «КамАЗ», арендованный другим террористом – Русланом Магаяевым, и хранили в нем в течение месяца.
Определив план действий, террористы разбились на несколько групп. Первая, под руководством Крымшамхалова, отправилась в Москву – в эту группу входили несколько взрывников, в том числе Денис Сайтаков, Хаким Абаев и Равиль Ахмяров. В Москве террористов встретил Ачемез Гочияев. Уже на следующий день гексоген на «Газелях» развезли по трем адресам – на улицу Гурьянова, на Каширское шоссе и на Борисовские пруды.
Вскоре из запланированных террористами трех взрывов прогремели два, унесшие жизни 228 человек.
Вторая группа террористов отправилась в поселок Мирный, рядом с Минеральными Водами, где две тонны гексогена террористы решили хранить в сарае дальней родственницы Юсуфа Крымшамхалова. В начале сентября 1999 года взрывчатку отправили на трейлерах в Волгодонск. Сопровождали груз Тимур Батчаев и Адам Деккушев.
По данным ФСБ, сейчас все члены группировки, кроме самого Гочияева, уже пойманы либо были убиты в ходе контртеррористической операции в Чечне.
В частности, три года назад Ставропольский краевой суд вынес обвинительный приговор нескольким боевикам, входившим в группу Крымшамхалова. Аслан Бастанов, Мурат Бастанов, Муратби Байрамуков, Муратби Туганбаев и Тайкан Французов получили от 9 до 15 лет заключения.
Задержать Крымшамхалова Генпрокуратуре удалось меньше года назад. Подозреваемого в терроризме поймали, а затем выдали грузинские власти, к которым Генпрокуратура России обратилась с соответствующей просьбой. Немногим раньше был экстрадирован из Грузии и Деккушев. Гочияев же до сих пор остается в федеральном розыске.
В первый же день процесса Юсуф Крымшамхалов частично признал свою вину.
Как сообщил адвокат Крымшамхалова Шамиль Арифулов, после того, как прокурор зачитал текст обвинения, его подзащитный заявил, что действительно перевозил на «КамАЗе» взрывчатку, которая использовалась при взрыве дома в Волгодонске. Правда, по его словам, он понятия не имел, что везет в мешках из-под сахара гексогеновую смесь для теракта. Кроме того, Крымшамхалов не стал отрицать, что проходил обучение в лагере боевиков. Подтвердил он и пересечение госграницы России и Грузии. Но обвинения в участии в незаконных вооруженных формированиях подсудимый категорически отверг, сообщив, что в боевых действиях никогда не участвовал.
Адам Декушев, в свою очередь, сообщил суду, что ни в чем не виноват. Впрочем, частично сознаться он успел во время следствия. По словам его адвоката Натальи Тарасевич, Деккушев заявил следователям Генпрокуратуры примерно то же, что Крымшамхалов сказал в пятницу суду. Он рассказал, что перевозил мешки со взрывчаткой в «КамАЗе» вместе с Крымшамхаловым, но зачем — не знал. На процессе же он решил отказаться от всех ранее данных показаний, мотивировав это давлением со стороны следствия.
После допроса обвиняемых в суде начали давать показания потерпевшие. Допрошены уже пятеро из них. До вечера пятницы должны выступить еще около 10 человек.
Всем пострадавшим от терактов суд объяснил их права: в рамках уголовного дела они могут предъявить Крымшамхалову и Деккушеву иски о возмещении морального и материального вреда.
Пока исковые заявления подали только две жертвы терактов — жительницы Волгодонска Ирина Полянская и Людмила Дубинская, оставшиеся без квартир. Они хотят получить с обвиняемых по 600 тыс. рублей. Впрочем, получить деньги они смогут только в том случае, если суд вынесет обвинительный приговор.