Сколько же этих сюжетов про обмен телами? Папа стал сыном, а сын папой. Хороший полицейский влез в шкуру плохого террориста и наоборот. Бабник, забитый подружками до смерти, должен отрабатывать билет в рай, вернувшись на землю в женской шкуре. Где-то в далеком будущем обмен телами решает транспортную проблему. А совсем недавно симпатяга выпускница обнаружила свою нежную девичью душу в тельце мерзкого уродца Роба Шнайдера. Столько этого добра, что все и не упомнишь: «Отец как сын», «Все наоборот», «Снова 18!», «Цыпочка». Обычно комедии, но иногда кровавые драмы, как «Без лица» или «Обмен телами».
Теперь в «Чумовой пятнице» (Freaky Friday) мать-психолог и дочка-школьница покушали китайских пирожков, а наутро проснулись не в себе, а друг в дружке. Хорошо еще мамаше – живи и радуйся, реализуй нереализованное. Так нет же, девочка с душой старушки стягивает волосы пучком, надевает непроницаемую физиономию и норовит кого-нибудь отчитать. Зато старлетка в оболочке сорокалетки не растерялась и в одну секунду нашла юного бойфренда и мамины кредитные карточки. И обеим нужно торопиться вернуть свою оболочку: у мамы грядет свадьба, у дочки – судьбоносное прослушивание ее рок-группы.
Комедия положений перемешивает подростковые и взрослые проблемы, оставаясь в границах приличий: предполагаемая аудитория носит скорее джинсы, чем деловой костюм.
Однако все это не так весело, как представляется разгулявшемуся воображению. История нас ждет вовсе не пикантная и нисколечко не психоаналитическая. Перед нами чопорный ремейк старинной мелодраматической комедии для семейного просмотра. «Чумовая пятница» выходила уже дважды. Причем в первой версии 1977 года главные роли играли Барбара Харрис и совсем еще юная Джоди Фостер. Предполагалось, что удастся завлечь ее на съемки и на этот раз, естественно, на роль матери. Вот уж действительно забавный вышел бы обмен.
Благоразумная Фостер отказалась, и отдуваться за нее пришлось Джеми Ли Кертис.
Суть дела сводится к старинной мудрости: выбирая подругу жизни, познакомься с ее мамашей – это то, что тебя ждет. Сегодня юная Энн рвет гитарные струны и валяет дурочку, завтра она станет скучной американкой, мечтающей на старости лет выскочить замуж за унылого яппи. Сегодня мать и дочь ругаются до хрипоты из-за шмоток, музыки и прочих пустяков, а завтра будут слаженным дуэтом пилить своих карьерных мужей. Задача кинематографиста в этой ситуации — внушить публике глубокую симпатию ко всем этим замечательным людям.
Комедийный вариант обмена был очень популярен в начале 80-х, когда стареющих дамочек, вспоминающих поющие гитары и сумбурные связи, накопилось более чем достаточно.
С тех пор их явно не убавилось. Конфликт поколений каждый раз сводится к разногласию во вкусах: не то носят, не то слушают. В первой «Пятнице» сталкивались 60-е и 70-е. В третьей пересеклись вкусы 80-х и 90-х. Вроде бы неплохой шанс развлечь публику культурологическим аттракционом. Но, увы, перекресток оказался неожиданно банальным. Шутка за шуткой, анекдот за анекдотом фильм катится к финалу без нервирующих продюсера неожиданностей. Как любой обмен разумов, все это смешно и скучно одновременно. Ну разве только Джеми Ли Кертис в обличье припанкованной дивы порадует глаз.
Поменяться телами с женщиной средних лет можно едва ли не во всех кинотеатрах Москвы.