Галерея Tate Britain разойдется по швам: после того, как во вторник в нее пустили журналистов, а также после тщательно спланированной пиар-кампании. «Такого вы еще не видели», «И не вздумайте приводить с собой детей до шестнадцати лет», «Захватите с собой сердечные капли», «Секс», «Смерть», «Издевательство над детьми», «Речь не идет о педофилии» — никто до сих пор не придумал лучшего способа пригласить публику куда-либо.
Не надо даже брать с собой гнилые фрукты – они на выставке тоже есть.
Главная сенсация этого года – братья Джейк и Динос Чепмены. Две их главные работы последнего года называются «Секс» и «Смерть». Одна из них – парочка надувных резиновых секс-кукол (раскрашенная бронза) в позе «69», другая – поедаемый насекомыми и гадами труп, висящий на дереве (по эскизу нежно любимого братьями Франсиско Гойи). Если бы куклы были сексом, а труп – смертью, можно было бы сказать: «Такое мы и в Москве увидим». Именно обратное соответствие и показывает нам абсолютное, бесчеловечное превосходство западного современного искусства над отечественным.
«Они работают с тем, что красной нитью проходит через все их творчество – сексом и смертью, — сообщила куратор выставки Кэтэрайн Стайт. — Эти скульптуры вызывают сильную реакцию, но «Смерть» к тому же весьма забавна, просто абсурдна».
Арт-критик Таймс Рэйчел Кэмпбелл-Джонсон заявила, что «Чепмены не работают для нее». «Это похоже на пародию на самих себя, и это, в общем-то, чем они занимаются, – показывают пальцем, прикалываются, это детское желание спровоцировать. Но это уже не провокация. Смотришь и говоришь себе: ну и что?».
Другие критики, впрочем, говорят, что это сознательное снижение уровня шока: скульптуры Чепменов настолько забавны, труп настолько нереалистичен – ему место скорее в кукольном мультфильме, чем в фильме ужасов, что вместо шока это искусство вызывает улыбку.
Также на стенах галереи Тэйт присутствует другая серия работ братьев Чепменов — «От оскорбления к ране»: раскрашенные гравюры Гойи («Ужасы войны»), всем героям пририсованы мультяшные бело-розовые головы-маски.
Противостоит братьям Анна Галлаччио, которая представила инсталляции с применением крайне недолговечных материалов: цветов, фруктов, сахара, мыла и свечей.
На выставке есть занавес, сплетенный из цветов, а также бронзовое дерево с живыми яблоками. Цветы и плоды должны за время выставки сгнить, распространяя соответствующие ароматы.
Грейсон Перри по-своему еще более шокирующий художник. Он делает керамические вазы с использованием коллажа, фотографии, рисунка и текста. Некоторые его произведения похожи на комиксы, во всех фигурируют насилие и дети. На одной из ваз ребенок говорит: «Это не про детскую порнографию». Другая называется «Мы нашли тело вашего ребенка»: трупик лежит на полу, маму держит банда мужчин.
Кроме всего прочего, Перри – трансвестит. Его вторая личность по имени Клэр представила отдельную инсталляцию – коллекцию не то детских, не то кукольных платьев.
На их фоне единственным нормальным человеком выглядит фотограф и видеоартист, ирландец Уилли Догерти, который представил запись бегущего по мосту человека, снятого с разных углов. Он уже второй раз номинируется на эту премию и снова оказывается в компании с инфернальными негодяями и наверняка снова проиграет гнили, смерти, сексу, детской порнографии и шизофренической травестии.