В четверг Смоленская областная прокуратура обнародовала имя убийцы первого вице-губернатора области Владимира Прохорова. Киллером оказался член местной ОПГ Руслан Прокопенко (Прокоп). Руководит группировкой Владимир Винокуров (Винокур).
Прохорова застрелили 7 августа 2002 года, через день после его 55-летия. По информации следствия, в нападении участвовали двое: собственно Прокопенко и некий Макеев, также член винокуровской ОПГ. Прокоп дождался около подъезда момента, пока вице-губернатор с женой вышли из дома и направились пешком к обладминистрации. Тогда он пошел за супругами и расстрелял Владимира Прохорова в спину. Когда тот упал, убийца подошел и сделал контрольный выстрел в голову. Затем он побежал к Макееву, который ждал его, сидя на мотоцикле. На нем преступники и скрылись.
В Смоленской областной прокуратуре долго отказывались назвать фамилии киллеров. Еще в августе один из высокопоставленных сотрудников прокуратуры пообещал, что осенью часть уголовного расследования убийства смоленского вице-губернатора будет завершена и передана в суд. Однако в суд было передано лишь дело Руслана Прокопенко. По второму участнику заказного убийства доказательная база полностью не собрана, утверждает один из участников следственной группы, которой руководит старший следователь Дмитрий Гращенков.
Зато в прокуратуре считают, что почти закончили поиск заказчиков убийства Владимира Прохорова. От официальных комментариев следствие воздерживается, однако главным подозреваемым заказчиком считают Владимира Винокурова.
По всей видимости, убийство крупного чиновника связано с борьбой за крупный смоленский водочный завод СОАО «Бахус». Зимой 2001 года миноритарии «Бахуса» предложили провести общее собрание компании, в повестке которого стоял вопрос о выводе активов завода в другое юридическое лицо — ОАО «Бахус». Перед этим завод только вышел из процедуры банкротства, его задолженность в федеральный и областной бюджеты составляла около 700 млн рублей. Был подписан график реструктуризации задолженности на шесть лет. Переведя производство в другую компанию, можно было бы оставить долги на СОАО «Бахус», которая находилась в оперативном управлении «Росспиртпрома». Скорее всего, на схеме разделения завода и долгов и столкнулись интересы Прохорова и Винокурова.
Другая версия связана с нефтяной компанией «ЛУКойл», которая выступила в качестве третьей организации при проведении взаимозачетов между Федеральным дорожным фондом и администрацией Смоленской области на сумму 274 млн рублей. Из них $5 млн пропали, после чего, как полагает следствие, «некие смоленские чиновники заказали Сергея Кукуру смоленским бандитам». Кроме того, «ЛУКойл» собирался заключить с обладминистрацией контракт на строительство сети бензоколонок в регионе. По неизвестным причинам контракт сорвался. Но срыв переговоров произошел как раз накануне похищения Кукуры.
Правда, прокуратура Московской области считает, что нефтяника похитила преступная группа бывших подмосковных военных, с 2001 года находящаяся в федеральном и международном розыске за другие похищения. Среди них бывший офицер стройбата Александр Ветлугаев (Борисенко) и экс-офицер-десантник Сергей Мельчаковский. Но у Смоленской областной прокуратуры имеется на руках признание боевика винокуровского ОПГ Юрия Стаценко. В нем преступник утверждает, что именно он похитил Сергея Кукуру. Так что не исключено, что и в уголовном деле убийства Владимира Прохорова «запахнет нефтью».