В пятницу Госдума сразу в трех чтениях одобрила внесенные на рассмотрение меньше месяца назад президентские поправки к закону «О гражданстве». Как и предполагалось, законопроект был принят быстро и единогласно. За изменения, либерализующие жесткий федеральных закон, лишивший льгот при получении российского гражданства многочисленных соотечественников, проголосовало 417 депутатов. Выступивших против смягчающих закон поправок, а также воздержавшихся на этот раз не было.
Разработанный администрацией Владимира Путина проект закона Государственной думе пересказал представитель президента Александр Котенков, сообщивший, что «принятый в 2002 году закон «О гражданстве» не учел ситуацию и необоснованно затруднил получение гражданства лицами, не один год законно проживающими в стране». Перечислив один за другим пункты законопроекта, упрощающего приобретение гражданства бывшим гражданам СССР Котенков повторил, что все льготы на получение гражданства временные — потому что переходный период установлен до 1 января 2006 года.
«Уважаемые депутаты, донесите, пожалуйста, до своих избирателей положения этого закона, — вдруг воззвал к парламентариям представитель президента. — Чтобы в 2007 году не получилось, что кто-то не знал, что льготы временные. Страна же не может вечно жить с открытыми границами».
Депутаты закивали головами в знак согласия. Котенков в ответ напомнил им еще раз, что рассчитывать на упрощенный порядок получения гражданства могут только те, кто был зарегистрирован в России до 1 июля 2002 года (то есть вступления закона в силу) или получил временное разрешение на проживание в России.
После Котенкова на трибуне нижней палаты парламента появился председатель комитета по законодательству Валерий Гребенников, сообщивший, что законопроект был дважды одобрен комитетом, и все его члены единогласно выступили за его принятие. «Никаких замечаний у нас не возникло», — заявил Гребенников.
Обсуждение, последовавшее за этим, было недолгим. Против положений законопроекта не высказывался никто. Вместо этого парламентарии требовали пояснений.
Больше всего депутатов интересовало, что будет с 2006 года, то есть окончания переходного периода.
«Придется ли в 2007 году опять сдавать экзамен по русскому языку? — спрашивал депутат Иван Никитчук. — И вообще, распространяются ли изменения на граждан славянской национальности». «Мы льготы даем в независимости от национальности, — терпеливо отвечал ему Котенков. — А те, кто не воспользуется ими до 2006 года, будут сдавать на гражданство в общем порядке».
После этого парламентарии обеспокоились судьбой беженцев, у которых в 2002 году никакой российской регистрации не было вообще, и предложили заменить фразу про регистрацию на формулировку «фактически проживал на территории Российской Федерации». Но представитель президента инициативу пресек, пояснив, что, кроме факта регистрации, ничто не может подтвердить проживание человека в России. «Может, кто-то бомжевал или в садовом домике жил, откуда нам знать, — заявил он. — И вообще, не все беженцы должны принимать гражданство. Выбирать надо: или ты статус беженца получаешь, или на гражданство претендуешь».
Неприятные моменты представлявшим проект закона доставило только выступление депутата от СПС Бориса Надеждина, который напомнил коллегам, что все семь норм, которые в пятницу парламентарии принимают на «ура», Дума тем же составом отклонила два года назад. И законопроекты, либерализующие закон «О гражданстве», которые он сам лично вносил на рассмотрение Думы, комитет по законодательству постоянно отклонял. «Валерий Васильевич, что же за это время случилось?», — поинтересовался Надеждин у Гребенникова, который от ответа неловко уклонился, заявив, что не понимает, почему это «Борис Борисыча» так интересует его личное мнение.
«Если законопроект будет принят в целом, то в ноябре он уже вступит в силу», — в знак примирения сообщил Котенков. Но Борис Надеждин историю с первоначальным ужесточением закона и последующим его смягчением не оставил. «У СПС сегодня двойной праздник – во-первых, наконец-то приняты поправки, за которые мы так долго боролись…», — начал Надеждин. «Я бы хотел напомнить, что это президентский законопроект», — заметил представитель президента в Думе. «А плюс к тому в Думу приезжает Виктор Петрович Иванов (замглавы президентской администрации. --«Газета.Ru»), который, как мы надеемся, сможет объяснить нам, почему сейчас внесены эти поправки», — продолжил Надеждин. По его словам, в 2002 году президент внес нормальный законопроект, а потом в Думе появилась таблица №1а с нормами, ущемляющими права бывших соотечественников. «Гребенников протащил таблицу с третьей попытки, — сообщил депутат от СПС. — А когда я спрашивал, кто же внес эти поправки, мне указали пальцем наверх, откуда, судя по жесту, и была команда. Виктор Иванов – честный человек и не хочет, чтобы в страну въезжали ваххабиты и всякие террористы. Но из-за этого должны были страдать миллионы людей, плачущих в очередях ОВИРов, а чиновники — нагребать огромные взятки».
«За такие действия нужно отвечать», — подытожил Надеждин и внес на рассмотрение Государственной думы проект обращения к президенту, с требованием разобраться в ситуации и установить ответственность должностных лиц «за допущенные перегибы» и переиначивание президентских замыслов.
Правда, Госдума Надеждина не поддержала – за обращение проголосовало только 138 его коллег, 66 решили, что обращаться к Владимиру Путину – это лишнее. И поправки к закону «О гражданстве» были приняты без единого изменения.