Марк Пекарский уже не просто изобретательный ударник-виртуоз, даже не открытие века, которым он вполне мог считаться в конце семидесятых, когда только появился его грандиозный «Ансамбль Марка Пекарского». Это брэнд, олигарх палочек и колотушек, воротила трещоток и погремушек, ксилофоновый король.
Объявился он в 1976 году, когда впервые на сцену Дома ученых вышел ансамбль ударных инструментов и два часа держал публику в напряжении, не отпуская внимание публики. Стоит подчеркнуть: шесть исполнителей на погремушках, ксилофонах, барабанах и барабанчиках, а также треугольничках и прочей параферналии играли перед залом на несколько сот человек, заслужили овацию и при этом не были японцами и играли музыку композиторов конца XX века, прежде всего Кейджа.
С тех пор, за без малого двадцать семь лет, «Ансамбль Марка Пекарского» стал универсальным доказательством того, что можно творить настоящее искусство при помощи инструментов немного сложнее консервной банки, можно играть современную музыку, не рискуя загнать публику в гроб.
Последние русские композиторы специально писали музыку для Пекарского – и Губайдулина, и Шнитке, и Денисов, и Мартынов.
Ну а теперь, когда в узком мире музыки для ударных Пекарский – одна из главных фигур пантеона, мифический персонаж и небожитель, устраиваются фестивали его имени и с его участием. В этом году проходят уже вторые «Ударные дни Марка Пекарского», одновременно в Рахманиновском зале Консерватории и в центре «Дом».
Словечка в простоте ждать бессмысленно: на фестивале будет музыка Штокхаузена, Кейджа и Терри Райли. У каждого из них есть поп-визитная карточка: «Квартет для вертолетов с оркестром» у Штокхаузена, пьеса «4.33» у Кейджа, в которой нет ни одного звука, пьеса для закольцованной магнитофонной пленки у Райли. Ни одной из них на фестивале не будет, разумеется. Зато будет концерт для ударных соло «Ziklus» Карлхайнца Штокхаузена в исполнении Джеффа Бера, «Та, что спит под маленьким одеялом» композитора К. Воланса, а также произведение Андрея Дойникова «Дилижанс». Организаторы фестиваля рапортуют о том, что к нам приезжают великие барабанщики, гении своего дела, гуру-интерпретаторы. Этому стоит верить – по крайней мере, они организуют мастер-классы и семинары, вряд ли люди, не являющиеся великими барабанщиками, стали бы ввязываться в такую авантюру.
Впрочем, кроме других великих барабанщиков, о них никому не известно – ведь если человек не упоминается в «Гугле», значит его не существует в природе.
Известен только Андрей Дойников – ученик Марка Пекарского, композитор, барабанщик и ксилофонист. Сам маэстро выступит только на открытии и закрытии фестиваля 24 и 29 сентября соответственно, первый раз с ансамблем, второй раз с Дойниковым и якутским профессором-акыном Алексеевым, который будет играть на хомусе (варгане) Терри Райли.
Попробовал бы кто-нибудь поиграть на варгане Моцарта.
24, 26–29 сентября, Рахманиновский зал Консерватории.
25, 27 сентября – «Дом».
Начало в 19.00.