При текущем дефиците чудовищ каждое из них на вес золота, как утконос или белоголовый орлан. Поэтому когда появляется новый, неизученный вид монстра, радость бывает безмерна.
Когда на экранах появилась удивительная американская кикимора Джиперс Криперс, оживление достигло невиданных высот. Малобюджетный ужастик никому не известного Виктора Сальвы стал событием в жанре, в прокате и в ночных кошмарах зрителей. Второй части ждали, как романтического свидания, неуверенно, с надеждой и дрожью. Наконец, «Джиперс Криперс-2» (Jeepers Creepers II) добрался из американской глубинки до Москвы. И счастье было так возможно…
Начало фильма настраивает на фолкнеровский лад: провинция, кукурузное поле, фермерская семья.
Белоголовый мальчик крепит на поле чучела, папа матерится, старший брат ковыряется в тракторе – идиллия. Идиллия заканчивается, когда одно из чучел начинает шевелить когтистыми лапами, расправляет кожистые крылья и, схватив мальчика, взмывает ввысь и исчезает в облаках. Это он, это он – страшный Джиперс Криперс, поедающий человеческую плоть, выходя из спячки на 23 дня каждый 23-й год. Мерзкая древняя тварь и самый великолепный образец киночудовища со времен «Чужого» и «Нечто». И радость от встречи может сравниться только с разочарованием.
Первая часть оказалась столь страшной, что во второй продюсеры, по всей видимости, решили прикрутить фитилек. Весь фильм Джиперс будет гонять старшеклассников, застрявших в школьном автобусе на безлюдном шоссе. При этом не пнет грозного монстра только ленивый – как только кому-то взбредет в голову начать драться, от беса только клочья летят. Мстительный фермер, твердо решивший поквитаться с тварью за своего сына, будет последовательно рвать его на части без всякого ущерба для здоровья.
«И бес, посрамлен бе, плакаси горько…».
Удивительно, с какой скоростью тухнут сегодня толковые проекты. «Кошмару на улице Вязов» потребовалось три-четыре сиквела, чтобы превратиться в мусор. «Джиперс Криперс» не выдержал и одного.
Это особенно досадно потому, что Виктор Сальва набрел на нетронутую скважину ужаса. Первый фильм являл собой дремучую сельскую жуть, чистое суеверие, не тронутое ножницами литературной традиции. Вампиры, оборотни и прочая нечисть давно уже только повод для игр в цитаты. Джиперс Криперс – это как раз то, чего вы боитесь, сидя в темном пустом доме. Он не демон, не хищник, не оборотень, не маньяк и не психопат с тесаком – он все это сразу. Его умение шить на швейной машинке, продемонстрированное в первой части, пугает не меньше, чем его зубы. Пряча его лицо, оставляя лишь жуткий силуэт в ржавом грузовике, гоняющий по дорогам под веселенькую мелодию 50-х, Сальва добился такого эффекта, что люди выбегали из зала, чтобы отдышаться. Он заставил зрителя почувствовать себя ребенком, слушающим бабушкину сказку, столь страшную, что впору придушить старушку.
Ничего этого больше нет. Есть молодежный ужастик с приличными спецэффектами. Единственный фокус, который проделал Виктор Сальва, вышел, похоже, случайно.
Главным чудовищем «Джиперса Криперса-2» стала не несчастная тварь, которую жальче, чем всех ею съеденных.
По сути, главный монстр – это фермер, который за ней охотится. Мужик – явно потенциальный куклуксклановец. Пятьдесят лет назад этот тип не гонял бы сверхъестественных людоедов, а вешал бы негров. Его маниакальное желание отомстить пугает больше простого и понятного голода Джиперса.
Так что в конечном счете у Виктора Сальвы получился хоррор про кукурузную американскую глубинку. Довольно суетливый и слабый, но с открытым финалом – может быть, следующий сиквел окажется веселей.
Сравнить двух чудовищ можно в кинотеатрах «5 звезд», «Горизонт», «Формула кино».