Как рассказал в среду журналистам гендиректор «Вымпелкома-Р» и вице-президент по региональному развитию «Вымпелкома» Алексей Мищенко, его компания имеет планы по выходу на дальневосточный рынок. Для этого есть два пути: приобретение местных GSM-операторов либо получение лицензии на работу в регионе.
«Для нас более приоритетным по ряду причин является путь получения лицензии, — сказал Мищенко. — Однако мы не можем получить лицензию на Дальний Восток из-за несовершенства нового закона о связи». По мнению Мищенко, в новой редакции закона совершенно не прописан механизм выдачи лицензий: «Не понятно, кто этим будет заниматься, как заниматься, будет ли лицензирование вообще...» Эта неопределенность, по словам Мищенко, не дает «Вымпелкому» выйти на Дальний Восток.
Развивая тему, вице-президент «Вымпелкома» заявил, что скандалы, сопровождавшие доработку закона минувшей весной, привели к тому, что закон теперь является «декларативным» и не имеет ничего общего с документом, который призван регулировать отрасль.
«Вспомните, как он принимался... Выбрасывались, не всегда оправданно, целые поправки. Это и привело к тому, что механизмы регулирования отрасли названы, но не прописаны», — констатировал Мищенко.
Это уже второй случай за неделю, когда еще не вступивший в силу закон подвергается резкой критике специалистами. Выступая на форуме «Линия реформ. Телекоммуникации и правовая основа регулирования отрасли» замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин заявил, что некоторые нормы, прописанные в новом законе о связи, вызывают опасения из-за возможного отката назад в практике дерегулирования рынка.
Замминистра напомнил, что антимонопольное законодательство определяет компании, подлежащие госрегулированию, как «имеющие доминирующее положение». Этот параметр определяется путем сравнения нескольких факторов в рыночном положении компании и все больше начинает применяться в европейском антимонопольном законодательстве.
Однако в новой редакции российского закона о связи принята другая норма – четкий параметр 25-процентной доли на рынке. По мнению Анатолия Голомолзина, норма о доминирующем положении в законах и подзаконных актах уже давно и четко прописана, и МАП следует именно ей при определении необходимости вмешательства. Введение нового параметра, если он начнет применяться, станет шагом как минимум на десять лет назад в практике регулирования рынка
МАП недоволен позицией Минсвязи и в том, что касается подсчета «экономически обоснованных затрат». Ясности, по словам Голомолзина, в этом вопросе после принятия закона не стало, и при применении норм, прописанных законом, неизбежен двух-трехкратный рост телефонных тарифов.
Минсвязи, понимая, что с ним могут в таком случае сделать уже в январе (кстати, за два месяца до президентских выборов), когда закон вступит в действие, спешит исправить ситуацию.
По сведениям «Газеты.Ru» для экстренной разработки подзаконных актов, которые бы подправили ситуацию с законом о связи, Минсвязи создало целых девять рабочих групп, куда вошли представители МАПа, Минэкономразвития и самого Минсвязи.
Как заявил замминистра связи Борис Антонюк, среди важнейших для отрасли постановлений правительства, которые необходимы для работы новой редакции закона «О связи», находятся постановления «О принципах взаиморасчетов операторов связи и присоединении к телефонным сетям общего пользования», «О перечне лицензируемых видов деятельности», «О государственной комиссии по радиочастотам и радиочастотной службе», «О функциях надзора», а также «Об отнесении подземных коммуникаций к объектам недвижимости».
Но если Алексей Мищенко из «Вымпелкома» надеется, что рабочим группам удастся к моменту введения закона привести эти положения «в божеский вид», то Анатолий Голомолзин из МАПа в этом сильно сомневается. «Для нормальной работы нового закона «О связи» необходимо разработать, согласовать и утвердить около 30 постановлений правительства и около 50 ведомственных подзаконных актов, — говорит Голомолзин. — У меня есть большие сомнения, что эта работа будет выполнена в полном объеме до 1 января».
«Газета.Ru» продолжает следить за судьбой закона о связи.