Столичная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 315 УК РФ в отношении начальника Московской железной дороги (МЖД) Владимира Старостенко. За неисполнение решения суда о снятии турникетов на выход ему грозит штраф от 120 тыс. до 240 тыс. рублей, снятие с должности или лишение свободы до двух лет.
Как сообщили «Газете.Ru» в прокуратуре Москвы, извещение о возбуждении уголовного дела Старостенко получил в понедельник вечером.
«Учитывая сложившиеся обстоятельства, прокуратура была вынуждена прибегнуть к таким серьезным мерам воздействия на неисполнителей судебного решения», — отметила пресс-секретарь прокуратуры Светлана Петренко.
Мещанский суд столицы признал установку турникетов на выход незаконной еще в октябре 2002 года. Тогда же суд обязал МЖД устранить нарушение. Служба судебных приставов несколько раз требовала демонтировать турникеты на выход на вокзалах и станциях, так как эти пропускные устройства «ограничивают передвижение граждан, нарушая тем самым их права». Однако руководство МЖД не приняло никаких мер, отказываясь выполнить требования судебных исполнителей.
«На Старостенко неоднократно накладывали штрафы, но эти меры не возымели действия», — добавила Петренко.
Как крайнюю меру прокуратура избрала возбуждение уголовного дела по факту «неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного решения». В ближайшее время начальник МЖД будет вызван на допрос.
Сообщение об уголовном деле против Старостенко официальные представители железной дороги Москвы прокомментировать «Газате.Ru» отказались. В Министерстве путей сообщения также не стали высказываться по этому поводу.
В МПС отметили, что установку турникетов, в том числе на выход, всегда поддерживали и не согласны с решением суда об их демонтаже.
Первые турникеты на столичных вокзалах были установлены в 2000 году. После установки пропускных устройств на вход прибыль МЖД возросла почти в два раза. Так, турникеты на Ярославском вокзале повысили доход касс в 38 раз, на Казанском вокзале — в 40 раз. После успешных испытаний появились турникеты на выход. Они и стали причиной многочисленных жалоб пассажиров. Уже в декабре 2000 года Московская прокуратура подала первые иски, а осенью 2002 года Мещанский городской суд признал установку турникетов на выход незаконной, так как турникеты нарушают конституционное право граждан на свободу передвижений.
Юристы МЖД пытались доказать, что авторизированная система проверки введена для того, чтобы сократить поток зайцев на московских электричках.
По подсчетам железнодорожников, из 1100 человек, которые едут в 10 вагонах электрички, билеты покупают только 200.
Однако суд признал эту позицию несостоятельной. По мнению правосудия, законными могут считаться только турникеты на вход, как, например, в московском метро.
Апелляцию МЖД отклонил также Мосгорсуд. С 24 марта 2003 года существование турникетов на выход стало незаконным. Суд обязал железнодорожников демонтировать турникеты с платформ пригородных электричек. Тем не менее судебное решение оставалось нереализованным. Напротив, железнодорожники продолжили устанавливать турникеты и дальше. Сейчас они есть на большинстве московских станций.
Такие же турникеты устанавливают и в других крупных городах России, например в Санкт-Петербурге. Правда, в отделе вокзалов государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении «Транском»» отказались назвать количество станций, уже оборудованных турникетами на выход. При этом корреспонденту «Газете.Ru» сообщили, что «питерскими турникетами прокуратура не занимается и заниматься не будет».