Если бы грузовик подъехал еще ближе, конструкция здания, скорее всего, не выдержала бы и обвалилась. Тогда количество жертв исчислялось бы десятками, а пока речь идет о гибели двух сотрудников управления. «На совесть построили», – с облегчением вздохнули в администрации Магаса. Взрывчатки в кузове было килограммов триста, так что воронка оказалась диаметром десять метров. Личность камикадзе установить нельзя, а по обломкам его машины спасатели поняли, что террористы на этот раз воспользовались не большим армейским грузовиком «КамАЗ» или «Урал», а неприметным грузовичком «ГАЗ-53», на которых работали в колхозах и сейчас продолжают использовать на строительных работах.
Расчет террористов был верный – управление ФСБ как раз окружено стройкой. Его сдали в эксплуатацию месяц назад, причем отделочные работы продолжались до последнего времени, а поблизости достраивают казначейство (чиновников туда еще не вселили). Из-за этого, наверное, чекисты и не озаботились своей безопасностью, не установив на въездах бетонные блоки, какие требовал министр обороны Сергей Иванов после взрыва госпиталя в Моздоке. «Что вы, какие заграждения, они туда недавно въехали, только обстраиваться начали», – сказали «Газете.Ru» в правительстве Ингушетии. «У них только шлагбаум был, грузовик его протаранил на большой скорости и взорвался со стороны фасада, – объяснил полковник МЧС Местоев. – Когда мы подошли туда, то извлекли двух погибших. На данный момент мы и пожарные работу прекратили. Нас оттуда выгнали следователи ФСБ».
Другие очевидцы утверждают, что шлагбаум был вообще поднят, охраны с этой стороны здания не было, ехать нужно было по грунтовой дороге, а кузове ГАЗ-53 лежало сено.
Следователи ФСБ были вызваны из Владикавказа. Они сразу взяли расследование под свой контроль, оттеснив местные власти и отрабатывая сведения о том, что среди погибших оказался их высокопоставленный коллега – замначальника УФСБ по Чечне Михаил Сафонов. Весть о его гибели распространил источник в аппарате полпреда Виктора Казанцева, но она не подтвердилась. «Он получил ранения, но его жизнь вне опасности», – заявил позже официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко.
«Первоначальные сведения о трех погибших не подтвердились, поскольку замначальника УФСБ Чечни, который был в состоянии клинической смерти, выжил», – добавил замгенпрокурора Сергей Фридинский.
Есть версия, что это было покушение не на УФСБ Ингушетии в целом, а на замначальника УФСБ Чечни в частности.
Как рассказали «Газете.Ru», взрыв прогремел спустя несколько минут после того, как чекисты закончили совещание, участие в котором принимал Сафонов. Вторым погибшим называли его водителя, из чего можно сделать вывод, что камикадзе мог целиться не в само здание, а в конкретного чекиста.
Список жертв до сих пор не оглашен, но их число сократилось с четырех до трех, а потом и до двух. Последнюю цифру подтверждают в ФСБ и МЧС. Что касается раненых, то их очень много: от двадцати до сорока, пятеро находятся в тяжелом состоянии. «Скорые» повезли раненых в Назрань, где есть большая больница, а двух офицеров отправили в военный госпиталь во Владикавказе. Глава Чечни Ахмад Кадыров сразу же предложил разметить раненых в 9-й грозненской больнице, но приглашение осталось без ответа. «Нельзя побороть терроризм в одном отдельно взятом регионе», – продолжил Кадыров, заранее отвечая на упреки в адрес чеченцев.
Ни у кого не вызывает сомнения, что это дело рук чеченских боевиков. Прокуратура завела дело по 105-й и 205-й статьям УК («Убийство» и «Терроризм»). Удалось установить номера двигателя «ГАЗ-53». Журналистам, прибывшим к месту взрыва, сказали, что уже нашли и владельца грузовика и проводят с ним следственные мероприятия.
«Безусловно, это теракт», — сказал журналистам замгенпрокурора Фридинский. Ему пришлось заниматься всеми грузовиками, взорвавшимися за последний год: в декабре – «КамАЗ» и «УАЗ» у Дома правительства Чечни (72 жертвы), в мае – «КамАЗ» у администрации райцентра Знаменское (59 жертв), в июне – «КамАЗ» в Грозном, не доехавший до оперативно-розыскного бюро МВД (погибли только смертники – мужчина и женщина), в августе «Урал» въехал госпиталь в Моздоке (50 погибших).
До сих пор ответственность за все атаки груженных взрывчаткой грузовиков брал на себя Шамиль Басаев, а замгенпрокурора вынужден был спустя некоторое время подтверждать это.
В частности, Фридинский говорил, что организаторам взрыва Дома правительства Басаев выделил $18 тысяч, чтобы они приобрели грузовики в Ингушетии. По словам следователей, взрывчатку для терактов тоже приобретали в Ингушетии, однако никаких последствий для республики это не имело.
Сейчас на сайтах боевиков нет объявления о том, кто и как организовал теракт в Магасе. Вместо этого вывесили интервью, в котором Басаев хвастается, что летом он отдыхал в Пятигорске, а потом был у своих товарищей в Кабардино-Балкарии, где едва не погиб в перестрелке с милиционерами, разыскивающими местных ваххабитов. Действительно, такая перестрелка была не так давно в городе Баксан, а «Газета.Ru» о ней рассказывала. Официально было объявлено, что четверым преступникам удалось уйти от преследования. Теперь Басаев объявляет, что он был среди этих четверых и что получил осколочное ранение в ногу. Какое — не уточняет, как и не рассказывает, знали ли милиционеры, что им оказывает сопротивление сам Басаев, который взрывал и продолжает взрывать российские города.