На пресс-конференциях Владимир Спиваков всегда долго и проникновенно говорит о своем творчестве, как будто разговаривает он не с журналистами, а с что-то понимающими людьми.
В монологе, посвященном открытию сезона в Московском международном доме музыки, Спиваков рассказал, что его Дом будет открыт для всех коллективов, всех музыкантов, особенно тех, кто делает уникальные вещи, играет не по шаблону. Поначалу концертов будет немного – Дом еще не вполне готов, нужно совершенствовать акустику.
Да и потом, когда акустика чисто технически станет лучше, надо будет очень много работать – место должно быть намолено.
Вот если на скрипке не играть – она после долгого перерыва сразу не ответит как надо. Или тем более, если на ней поиграет кто-то посторонний – после этого хозяин, заиграв на ней, сразу почувствует, что что-то не так. Так же и с залом. Для того чтобы зал вместе с полом, потолком и зрителями задышал, надо очень много в нем репетировать.
Самые высокие гости будут прилетать в Московский международный дом музыки и играть здесь. Только вчера дирекция получила факс от Клаудио Аббадо с просьбой уточнить параметры зала – ему стало очень интересно, когда он узнал, что в Москве появился еще один зал. И вот, несмотря на тяжелую болезнь, обдумывает теперь сроки приезда.
А откроется сезон уже очень скоро, 27 сентября. Спиваков сам будет дирижировать Национальным филармоническим оркестром России – своим новым коллективом. Концерт будет посвящен памяти Светланова – учителя, старинного друга и партнера Спивакова. В программе — «Ария» Светланова (Спиваков клянется, что это красивейшее и проникновеннейшее произведение), а также «Три русские песни» Рахманинова, «Песни и пляски смерти» Мусоргского и Четвертая симфония Чайковского.
Участвовать в концерте будет НФОР, хор Попова, солистка Ирина Макарова (сопрано из Большого театра).
Есть некоторые сложности с финансированием Дома, принадлежащего московскому правительству, но Спиваков их решит. Необходимо создать попечительский совет, который состоял бы из друзей Дома, крупных бизнесменов, которые давали бы Дому деньги.
Крупный бизнес поворачивается лицом к культуре, путь России есть путь духовный.
В принципе, здесь надо было остановить пресс-конференцию и распустить всех по домам – рабочий оптимизм, гармония и вдохновение. Но маэстро последние несколько месяцев просто преследуют скандалы, поэтому начались вопросы.
Первый вопрос касался акустики. Когда Дом музыки только открывался, его хозяева рапортовали о необычайном, фантастическом качестве звука в нем. Публика поверила, хотя и удивилась – звучало все довольно посредственно.
Теперь же новые хозяева дома рапортовали об улучшении акустики. Стекловату со стен сняли – уже помогло. Заглянули под великолепный паркет из ценных пород дерева с чудным звучанием – а под ним фанера. Короче говоря, уже в этом сезоне почувствуется значительное улучшение.
Дальше начались вопросы, касающиеся руководства Российского национального, которое пожаловалось, что из ММДМ их выгнали и концерты отменили.
Правда в том, что в афише стоит 3 концерта РНО в октябре, все контракты уже подписаны и повода для разговора нет.
А дальше дирекция ММДМ все же испортила себе карму, упомянув историю с продюсерским центром «Меридиан» – ни к селу ни к городу, как показалось вначале.
Этот продюсерский центр образовался в апреле этого года. А уже в мае, в последнюю неделю власти предыдущего директора ММДМ господина Александра Ворошило, ММДМ заключил с ним агентский договор. Такое часто бывает в нашем городе – когда одна организация отдает другой площади, оборудование, рабочую силу и брэнд и за это еще платит деньги. А возникло в разговоре слово «Меридиан» в связи с тем, что возглавляет эту организацию один из директоров попечительского совета РНО. Администрация оркестра, вероятно, хотела просто получить бесплатный зал – не платить за аренду. Но ничего у них не выйдет – ММДМ государственная организация, теперь ее владелец, правительство Москвы, будет бороться в суде за то, чтобы кабальный договор признали недействительным.
И все. На этой фразе, произнесенной генеральным директором ММДМ Валерием Гладыром, волшебство и обаяние общения с замечательным дирижером и его соратниками окончательно померкло и потускнело.
Спиваков взял на себя невероятную нагрузку – два оркестра, один из которых наполовину состоит из новичков, напряженная гастрольная программа, работа в качестве приглашенного дирижера и руководство одним из двух классических залов города — с обязательными скандалами, интригами и дрязгами. Труд каторжный. Может, хоть скандалов после начала сезона поубавиться…