Фестивали по осени – как грибы. Вылезают в самых разных, но уже замеченных с прошлого года заядлыми «грибниками» местах; прорастают спорами по всей Москве. Подобно «АртКлязьме» второй уже год в сентябре проходит фестиваль молодых художников «Стой! Кто идет?». Базовым центром и организатором мероприятия является Государственный центр современного искусства. Там в среду открылась выставка «Посторонним В» – первое событие фестиваля.
Если кто забыл, такая надпись была на доме поросенка Пятачка.
Название как бы заранее оправдывает налет инфантильности и четко отгораживает выставку от тех, кто иначе как «вход воспрещен» эту фразу продолжить не в состоянии.
На деле оказывается, что не всем экспонатам нужна такая подпорка, а выводы из увиденного напрашиваются и вовсе не детские.
Молодые художники из разных городов России, Белоруссии, Прибалтики, Турции, Австрии и Германии будут показывать свое искусство в течение десяти дней. Выставка представила фотографию, живопись и инсталляцию, но больше всего было видеопроектов. Мансарда в домике Поленова на Зоологической улице оказалась немного тесноватой: все поместилось, но звук из разных телевизоров и проекторов перехлестывается, и в этой звуковой каше трудно что-либо связать с конкретным изображением. Однако видеофильм Платона Инфанте нужно сразу выделить из общего месива – это работа крепкая, в лучших традициях. Может, оттого, что изначально сделана как фильм, а не видеоперформанс или инсталляция.
Все остальное на выставке – из числа проектов недолговечных, проходных. Забудется как сон.
Есть фотография, очень похожая на некоторые опыты Олега Кулика, есть компьютерная анимация на тему Карлоса Кастанеды, немного наивна – такую может сделать человек, прочитавший Кастанеду накануне, за одну ночь. Есть даже «холст, акрил», но никакого возвращения живописи: традиционное рисование использовано только для иллюстрирования концепций. Есть фото унитазов в разных клубах — кажется, что-то очень похожее мелькало несколько лет назад, но даже если и нет, все равно «несвежесть» проекта очевидна.
Несколько оживил ситуацию симпатичный перформанс, который проделала в зале Кайа Кеса из Таллина. В насыпанную на пол землю она сажала всякие семена, потом начала раздавать коробочки с посадочным материалом присуnствующим, разом лишив их отстраненной позиции. Когда участники прочитали надписи на коробочках, выяснилось, что в руках у них в буквальном смысле семена благого – любовь, терпеливость, прощение, сочувствие, честность и т. д. – как тут отказаться…
Понятно, что молодые не просто самовыражаются, а стараются соответствовать. При этом в их искренность верится больше, чем в старания художников с отшумевшими именами актуализировать себя. Но шедевров все равно нет. Мысли продумываются на один ход. Нет сложносочиненных, ассоциативных, комплексных идей, которые спрессовываются в хорошем произведении искусства в одно глубокое ощущение с набором оттенков (работа Инфанте не в счет). Как почти нет таких идей и поколением старше.
А скидка на молодость действует очень недолго. Тем более что многие из фигурантов мелькают в артхрониках не первый год.
Куратор фестиваля Дарья Пыркина сама настаивает на термине «молодое искусство» вместо «искусство молодых». То есть оно должно быть свежим, новым. Тут дело не в фетише новизны, владеющем умами художников с конца XIX века, а в необходимости сменить уровень художественного разговора. Приколы и эпатажные выпады, захватившие искусство 1980–90-х годов, пригодны сегодня для показа внутри тусовки – соседу по сквоту, собутыльнику; выставлять их на центральных площадках бессмысленно. Друзья и родственники Кролика привычно скушают предложенное и даже похвалят, поскольку сами рождают такой же продукт. Но все больше хочется внятного высказывания вместо надоевшего смешка или плохо сделанной иллюстрации модного понятия, извлеченного из французской философии.
Сказанное относится к ситуации в целом. Фестиваль же в ГЦСИ даже неплохо выглядит на этом фоне. Правда, он только начался: до 21 сентября ежедневно будут происходить события на разных площадках Москвы - в «Клубе на Брестской», Музее кино, галереях «XL», «ESCAPE», «A-3].
Даже церетелевский музей на Петровке и Московский зоопарк подвергнутся нашествию молодых художников.