В среду Мосгордума окончательно назначила выборы мэра Москвы на один день с парламентскими, утвердив во втором и третьем чтении постановление о том, что они пройдут 7 декабря. Документ будет опубликован в четверг, что даст официальный старт предвыборной кампании. Следующий шаг – за городским избиркомом, который должен не позднее 22 сентября сообщить потенциальным кандидатам на пост мэра, сколько подписей им нужно собрать для регистрации и каким именно должен быть залог, который можно внести вместо подписных листов. По московским законам, для регистрации кандидат должен собрать подписи 1% избирателей от списочного состава, а размер залога составляет 15% от избирательного фонда, но точные цифры перед каждой избирательной кампанией должен утверждать городской избирком.
Никто не сомневается, что на московских выборах победит Юрий Лужков. И в том, что эта победа будет в первом туре и с результатом минимум под 60%, тоже мало кто сомневается.
Интрига состоит в другом – Лужкова могут лишить победы форс-мажорные обстоятельства.
А устроить их могут либо кто-то из кандидатов-конкурентов, либо Кремль. Первое вероятнее, поскольку наладившиеся отношения московских властей с федеральными были вроде бы закреплены вступлением Лужкова в «Единую Россию».
До 11 июня прошлого года соперники лидера предвыборной гонки могли сравнительно легко сорвать второй тур выборов главы любого субъекта федерации, просто сняв свою кандидатуру, поскольку законом безальтернативные выборы не предусмотрены. В прошлом году такая попытка была предпринята в Тульской области. Тогда стать губернатором Василию Стародубцеву помог только местный избирком, не отменивший регистрацию одного из кандидатов и фактически заставивший его участвовать в выборах. Он обжаловал результаты голосования в областном суде, который, в свою очередь обратился за разъяснениями в Конституционный суд. На заседании 11 июня КС разрешил проводить второй тур выборов с одним кандидатом, однако он признается победителем только в том случае, если набирает больше половины голосов от пришедших к урнам избирателей.
Надо сказать, в случае Лужкова его соперникам будет не очень сложно договориться и попытаться сорвать уже первый тур выборов, поскольку шансов победить московского мэра ни у кого из них нет.
Застраховаться от такого сценария Лужков может только одним способом – отправив на выборы в качестве «альтернативного кандидата» кого-нибудь из своих подчиненных (только первых заместителей у него четыре) или даже вице-мэра Валерия Шанцева.
Такая мера может одновременно спасти от безальтернативных выборов и от банального снятия с регистрации, если вдруг Кремль решит воспользоваться случаем для сведения каких-то старых счетов. Впрочем, московские власти не намерены пока раскрывать свои планы. В разговоре с «Газетой.Ru» пресс-секретарь мэра Сергей Цой отказался комментировать возможность выдвижения в мэры Шанцева или кого-либо из заместителей Лужкова. Он также не стал отвечать на вопрос о том, когда Юрий Михайлович примет решение об участии в предвыборной кампании.
Сам Лужков ранее обещал, что будет думать над этим вопросом около месяца. Намерение непредосудительное, тем более, что решение предстоит принять важное – если он пойдет на выборы с подстраховкой (тем же Шанцевым, например), то значит, что проблемы у московского мэра с федеральными властями на самом деле остались, и его нынешнее членство в «Единой России» по большому счету ему ничего не гарантирует. На это, кстати, мэру совсем недавно намекнула Генпрокуратура, сменив прокурора Москвы. А если Лужков пойдет на переизбрание без подстраховки, то у оппонентов, даже если они не собирались вмешиваться в эту кампанию, появится шанс попортить Лужкову нервы многочисленными исками в суд о нарушении его штабом правил предвыборной агитации. В общем, мэру есть о чем подумать.