У Гарри Поттера не переставая чешется эсэсовский шрамик, тучи сгустились над его всклокоченной головенкой. Мало того что неполноценная Таня Гроттер изгрызла все пятки, что «Росмэн» напустил на него Лиру Белакву из «Темного начала», порождение зловещей фантазии Филиппа Пулмана, так еще и «ЭКСМО» готовится нанести удар. Причем удар по всему фронту, ведь главный герой новой серии почти полная противоположность Гарри.
В самом деле, а не надоел ли уже этот политкорректный англичанин? Вечно делает уроки, невинно страдает, борется разве что со злом, да и то не по своей воле. Йон Колфер, известный ирландский писатель, автор «Артемиса Фаула», явно решил, что в этом доме чересчур много благочестия. Кому же, как не ирландцу, восстановить равновесие? Новый герой вообще не будет ходить в школу, раз уж есть такая возможность, и проблемы станет создавать сам — другим.
Артемиса невозможно представить страдающим от тупых родственников, он бы их быстренько отравил и занялся делом.
Новый герой – наследник древнего преступного клана, осмелившегося сунуться даже в страшный город Мурманск. Там, впрочем, жизненный путь главы семьи оборвали «стингером», что вызвало продолжительную болезнь мамы и предоставило Артемиса самому себе.
Грустно? Да, но ирландцы не плачут, они действуют. В неприметном, хотя и роскошном особняке, среди компьютеров и слуг, способных своротить горы ударом кулака, вызревают в голове мальчика преступные замыслы. Есть, оказывается, на земле «волшебный народец», определенно очень богатый. И что еще более удивительно, сказочные существа настолько уверены в надежности своей маскировки, что их даже никто не крышует! Да разве можно пройти мимо такой возможности?
Все эти лохи: эльфы, гоблины, гномы, кентавры – проживают глубоко под землей, полностью отдав поверхность планеты людям. Однако иногда им все же приходится подниматься, чтобы подзарядить свои волшебные способности. Так зачем же что-то придумывать? Достаточно похитить одно из существ и потребовать выкуп. Конечно, на такое дело следует идти подготовленным, но в этом Артемису нет равных, ибо он не только малолетний, но и гениальный преступник. На кону огромная куча золота в слитках, за которой, впрочем, маячит и еще одна цель… Ведь главное достояние подземных жителей – волшебство, а у Артемиса в семье несчастье. Умные дети знают, что дороже золота, не так ли?
Колфер будто задался целью быть непохожим на Роулинг. Тщательность выделки сказки заменяется кувыркающимися элементами фэнтези, полицейского детектива и даже плутовского романа, немного циничным юмором. Витиеватость сюжета безжалостно принесена в жертву его стремительному развитию.
Волшебство не всесильно, и даже под землей есть полицейские и воры, расовые проблемы и мужской шовинизм, тупые начальники и подлые карьеристы. Вот оно, настоящее, ежедневное зло, не имеющее никакого мистического воплощения и потому неистребимое.
Автор постарался сделать своих героев как можно реальнее и придумал для них «реальный» мир, предложив смотреть на него просто: нечего горевать, когда вокруг столько дел.
Как следствие, читателями Колфера оказались не только поклонники сказочных эпопей, но и любители фантастики и даже детективов. Технически подкованный Артемис ближе, чем Поттер, для определенной части юношества, предпочитающей мышку в руке волшебной палочке в книжке. Серия имеет крупный успех, а кинокомпания Miramax готовит экранизацию романа, которая, если режиссер рискнет отнестись к ней «по-недетски», обещает неожиданное зрелище. Гномы, например, роют подземные ходы, заглатывая почву с ужасающей скоростью, ну а сзади на их штанах имеется специальный клапан. Как же иначе? В этой сказке скидок на волшебство не делают, все должно быть просто и понятно. Как в жизни.
Йон Колфер, «Артемис Фаул». «ЭКСМО», 2003.