Отставку Бислана Гантамирова ждали начиная с 14 августа. В этот день он сам поставил крест на своей министерской карьере, заявив о поддержке бизнесмена Хусейна Джабраилова на выборах президента Чечни. Причем сделал это так, чтобы максимально обидеть Ахмада Кадырова: сказал, что тот получит от силы 5% голосов, а замгендиректора гостиницы «Россия» Джабраилов наберет больше 50% и победит в первом туре. Разумеется, такого унижения глава республики простить не мог. Из администрации Кадырова поползли слухи, что текст указа об отставке Гантамирова уже готов. Однако спустя неделю председатель правительства Чечни Анатолий Попов говорил в интервью: «Никогда я даже в проекте такого указа не видел».
Как сообщили «Газете.Ru» в минпечати, Гантамиров до вчерашнего дня ходил на работу и проводил совещания со своими заместителями, а часть здания была занята помощниками Джабраилова. Их пытались выгнать чеченские милиционеры, но вынуждены были ретироваться, изучив документы об аренде. «У нас коридоры к ним не ведут, у них свой подъезд и охрана», — оправдываются в минпечати.
В общем, минпечати работало как предвыборный штаб одного из основных кадыровских соперников.
Хотя вообще-то министерство должно было стать штабом самого Кадырова. Как уже рассказывала «Газета.Ru», давняя вражда между лидером антимасхадовского ополчения Гантамировым и бывшим масхадовским муфтием Кадыровым закончилась в феврале прошлого года мировым соглашением – Гантамиров получил пост министра с условием, что не будет выставлять свою кандидатуру на выборах и займется раскруткой Кадырова. Теперь он свое обещание грубо нарушил, а все медийные ресурсы – восемь газет, республиканское телевидение и грозненский телеканал, принадлежащий самому Гантамирову, – оказались в руках соперника Кадырова. Ситуация усугублялась тем, что Кремль и, как следствие, центральные СМИ до сих пор не выразили очевидную поддержку руководителю Чечни, так что дело принимало нешуточный оборот.
Но, как это уже часто бывало, Ахмад Кадыров с блеском вышел из трудного положения. Сначала Хусейн Джабраилов сделал туманное заявление о выходе из предвыборной гонки. Говорят, заявление он писал после ночного разговора с главой кремлевской администрации Александром Волошиным, но Джабраилов через своих помощников передал «Газете.Ru», что это неправда. Гантамиров звонил ему и просил одуматься. Его можно понять — он поставил на Джабраилова все. Но ни его, ни других влиятельных чеченцев бизнесмен не послушался и спрятался от комментариев, выключив свой мобильный телефон. На следующий день был уволен сам Гантамиров.
Таким образом, Кадыров превзошел все ожидания и проявил завидное аппаратное мастерство.
Во-первых, указ он подписал не сам, а, воспользовавшись предвыборным отпуском, доверил это неприятное дело премьеру Попову, исполняющему его обязанности и неделю назад уверявшему, что о проекте указа ничего не знает. Во-вторых, глава Чечни не просто выгнал министра, а разогнал все министерство печати, присоединив его к министерству по делам национальностей. Новое ведомство будет называться министерством по национальной политике, информации и внешним связям, а возглавит его Таус Джабраилов – он начинал пресс-секретарем Кадырова, а министром стал весной этого года, когда Кадыров вывел всех членов правительства за штат и ввел их обратно, объяснив этот кульбит тем, что после референдума у него появились новые полномочия.
Главное же в этом назначении то, что министр Джабраилов сейчас возглавляет предвыборный штаб Кадырова. Таким образом, Кадыров восстановил статус кво: как и планировалось, минпечати и штаб возглавляет один человек, только это не Гантамиров, а Джабраилов (не путать с бизнесменом Джабраиловым).
Не менее важно для Кадырова и то, что он наказал Гантамирова за предательство, а это очень важное для чеченцев понятие. Более радикально настроенные чеченцы в таких случаях могут и совсем обидеть, а Кадыров наказал предателя в рамках закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», 48-я статья которого запрещает чиновникам в ранге министра вести предвыборную агитацию, то есть публично заявлять о своих предпочтениях.