За почти три месяца, которые действовала амнистия, сдался 171 боевик. «В отношении 143 из этого числа принято решение об освобождении от уголовной ответственности. В отношении 28 боевиков проверка продолжается», — привел сегодня «Интерфакс» слова замгенпрокурора по Южному округу Сергея Фридинского. Как рассказывали «Газете.Ru» в чеченской администрации, проверка, которой подвергаются все сдавшиеся боевики, может продолжаться до нескольких недель. За это время устанавливается, действительно ли те, кто сложил оружие, не совершили в Чечне тяжелых преступлений, на которые амнистия не распространяется. Пока идет проверка, бывшие сепаратисты находятся на свободе. Когда проект постановления об амнистии еще только обсуждался, предполагалось, что будут сдаваться даже те боевики, которые причастны к тяжким преступлениям и надеются на смягчение наказания.
Судя по тому, что почти все, кто сдался, выпускаются на свободу, в милосердие федералов чеченцы не поверили.
В понедельник Борис Грызлов, к которому 28 августа перешло руководство операцией в Чечне, отчитался об итогах амнистии перед Владимиром Путиным, сказав ему, что сдались более ста человек. Строго говоря, 171 боевик за три месяца – это очень мало. Аналогичная амнистия 1999 года, действовавшая, правда, пять месяцев, считалась неудачной, хотя по ней были прощены около 500 человек, хотя число сдавших оружие было гораздо больше.
Несмотря на это, чеченские и федеральные чиновники оценили нынешний результат невероятно высоко, а министр по национальной политике Владимир Зорин сказал, что «амнистия показала свою эффективность, особенно по числу воспользовавшихся ею боевиков». «Мы считаем, что результаты амнистии внушительные: 150 человек — это сотни, а может, и тысячи спасенных жизней военнослужащих, мирных граждан; это предотвращенные десятки диверсионно-террористических акций, — добавил прокурор Чечни Владимир Кравченко. — У нас не зарегистрированы факты, чтобы кто-либо из амнистированных опять ушел в лес и занялся прежним делом».
Все, кто сегодня комментировал итоги амнистии, говорили о том, что ее необходимо продлить, хотя, по словам главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, с юридической точки зрения речь может идти только о принятии новой амнистии, после того как депутаты вернутся из отпуска (поправки в постановление может внести только Госдума, а она сейчас на каникулах).
Как уже сообщала «Газета.Ru», в минувшую пятницу Ахмад Кадыров уже попросил Геннадия Селезнева продлить амнистию на ближайшем же заседании.
Впрочем, глава Чечни явно приукрасил происходящее в Чечне. «Следствие очень тщательно разбирается с каждым человеком, — сказал он. — И если он повинен в гибели людей, в похищениях, в совершении диверсионно-террористических актов, то несет заслуженное наказание». Пока таких случаев не было.
У Кадырова есть причины всеми силами добиваться нового помилования боевиков. На 5 октября намечены выборы президента Чечни, а во время избирательной кампании разговоры об амнистии гораздо важнее ее результатов. Так что прокурор Чечни Кравченко в понедельник пообещал боевикам прощать их даже без объявления новой амнистии. По его словам, они должны писать заявления о помиловании. «Это нам позволяет статья 208 Уголовного кодекса РФ, — сказал прокурор. — Если амнистия не будет продлена, то эти люди будут в соответствии с этой статьей освобождаться от наказания. Но в случае продления они будут амнистированы». Таким образом, амнистия в Чечне фактически может стать бессрочной, хотя она и закончилась в минувшую полночь. И выгодно это не только Кадырову, но и федералам, так как, по данным того же прокурора Фридинского, вместе с боевиками ею воспользовались и военные, причем их оказалось амнистировано аж 226 человек, включая собственно военнослужащих, сотрудников МВД и сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста. Причем никаких открытых данных о характере совершенных ими преступлений нет — на этот счет можно лишь строить догадки.