В ходе расследования обстоятельств гибели британского военного советника доктора Келли выявились сенсационные, почти мистические обстоятельства. 59-летний советник по вооружениям, оказывается, точно знал, как он умрет, еще полгода назад. 27 февраля ученый сообщил британскому дипломату Дэвиду Браучеру, что если начнется война с Ираком, то его, вероятно, найдут в лесу мертвым. 18 июля тело доктора Келли действительно нашли в лесной зоне недалеко от его дома в Оксфордшире. На момент разговора с Келли Браучер был послом Британии в Праге, сейчас он является постпредом Британии в Комиссии ООН по разоружению. Он свидетельствовал перед комиссией лорда Хаттона в этот четверг.
По словам Браучера, в том февральском разговоре Келли пролил свет и на возможные причины своей смерти. По словам ученого, он предчувствовал, что война в Ираке может начаться даже в том случае, если инспекторы ООН не обнаружат никаких нарушений, «так называемого дымящегося оружия». Несмотря на это, Келли уверял своих иракских коллег, что гарантия безопасности для них – это полное содействие инспекторам. По мнению Браучера, Келли испытывал угрызения совести из-за того, что ввел в заблуждение иракцев, и считал себя лжецом. Переживания ученого усугубило то обстоятельство, что военное ведомство раскрыло его имя прессе вопреки обещаниям хранить его анонимность. В результате Келли не выдержал психологического давления и, как считает большинство криминалистов, покончил с собой.
Выяснилось, что Браучер говорил с Келли и о так называемом иракском досье. Во время их февральской беседы ученый жаловался на постоянный прессинг Даунинг-стрит. Представители администрации Тони Блэра, по его словам, регулярно требовали, чтобы документ получился предельно жестким. История Браучера вполне стыкуется с показаниями главы аппарата премьер-министра Джонатана Пауэлла. На прошлой неделе он сообщил суду о давлении, которое оказывал на составителей досье глава пресс-службы премьер-министра Алистер Кэмпбелл. По его словам, главный британский пиарщик прозрачно намекал на необходимость «существенно переработать и переписать иракское досье» в одном из своих электронных посланий. Кэмпбелл, как известно, с этими обвинениями не согласился. Он был вызван в британский королевский суд на этой неделе, где заявил о своей полной непричастности к авторству предвоенного доклада. По его словам, фактологической стороной ведал начальник объединенного комитета разведки Джон Скарлетт, а сам он занимался разве что стилистической правкой.
Джон Скарлетт будет приглашен для дачи показаний в ближайший вторник. В тот же день комиссия лорда Хаттона допросит координатора по вопросам разведки кабинета министров Великобритании сэра Дэвида Оманда. На среду намечен допрос министра обороны Джеффри Хуна, главы комитета по вопросам разведки палаты общин британского парламента Энн Тейлор и еще двух высокопоставленных чиновников из военного ведомства Британии. А в четверг в королевский суд прибудут самые высокопоставленные персонажи разразившегося скандала – британский премьер Тони Блэр и глава «Би-Би-Си» Гэвин Дэвис. 1 сентября на вопросы лорда Хаттона ответят члены семьи Келли, затем будут заслушаны показания людей, участвовавших в процессе опознания тела ученого. На середину сентября намечен допрос единоверцев Келли – последователей веры бахаи, которую ученый исповедовал последние четыре года. По одной из версий, именно каноны бахаи привели ученого к мысли о самоубийстве. Расследование обстоятельств смерти Келли планируется завершить 25 сентября.