Матери двоих граждан России, попавших в заключение на Гуантанамо (Куба) после свержения режима талибов (организация запрещена в России) в Афганистане, высказались категорически против экстрадиции из сыновей на родину. Эти два россиянина – татарин Айрат Вахитов и Расул Кудаев из Кабардино-Балкарии. Мать Вахитова сказала агентству ИТАР-ТАСС, что получила от сына письмо, где он пишет, что в российской тюрьме, куда он попадет в случае экстрадиции, ему придется гораздо хуже, чем на Гуантанамо.
А на острове, по словам бывшего талиба, ему живется куда лучше, чем в самом хорошем российском санатории.
Российские талибы в Гуантанамо, похоже, единственные заключенные, которых устраивают местные порядки. За узников уже не раз заступались международные правозащитные организации, которые добивались того, чтобы США признали их не террористами, а военнопленными – этот статус требует совершенно другого обращения с арестованными, подробно описанного в Женевской конвенции. Претензии, в частности, были предъявлены к тесным клеткам, в которых бывшие талибы целыми днями томились под палящим солнцем. Сведения о том, что заключенным на Гуантанамо приходится несладко, подтверждались регулярными попытками узников покончить с собой. По последним данным, за полтора года свести счеты с жизнью пытались больше тридцати бывших талибов.
Всего на Кубе содержатся восемь российских граждан, причем переговоры об их экстрадиции, ведущиеся уже несколько месяцев, похоже, только что сдвинулись с мертвой точки.
Еще в мае замгенпрокурора Сергей Фридинский сообщил, что американская сторона в письменном виде выдвинула неприемлемые условия для выдачи российских талибов. После очередных переговоров, которые в конце июля провел в США первый замминистра иностранных дел Вячеслав Трубников, в эфире американской радиостанции PC/PCE, которую контролирует правительство, прозвучали имена всех восьмерых граждан России, содержащихся на Гуантанамо. Российская Генпрокуратура обнародовала их на несколько месяцев раньше. Если они появились и в прессе США, значит, Вашингтон согласился с тем, что их личности установлены без ошибок.
Напомним, помимо Вахитова и Кудаева, которые хотят остаться на Гуантанамо, среди заключенных находятся башкиры Шамиль Хаджиев и Равиль Гумаров, еще один житель Кабардино-Балкарии — Руслан Одигов, татарин Равиль Мингазов, уроженец Челябинска Рустам Акмеров и Тимур Ишмурадов из Тюменской области. Самая примечательная личность – Хаджиев, который, до того как пойти в талибы, был старшим лейтенантом милиции. После экстрадиции в Россию им предъявят обвинения по двум статьям Уголовного кодекса — «Участие в незаконных вооруженных формированиях» и «Незаконное пересечение границы».